Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

Курс лекций.
"Введение в догматическое богословие"            

автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв

 

Лекция 5

О Втором Лице Пресвятой Троицы – Сыне Божием

 

План:

1. Краткое напоминание основных тем двух предыдущих лекций:

- догмат о Св. Троице;

- сущностные и ипостасные свойства;

- катафатическое и апофатическое богословие;

- внутренняя жизнь человеческой личности (богословие и Богообщение)

2. Пространный комментарий к «Толкованию…» проф. В.Н. Лосского на 2-й член Символа веры

Заключение : Единосущие Лиц Пресвятой Троицы – суть христианского Откровения

«Три свидетельствуют на небе:

Отец, Слово и Святый Дух;

и Сии три суть едино»

(1 Ин. 5: 7)

На прошлой лекции было разобрано православное учение о Боге-Троице и рассмотрен первый член Символа веры о Боге-Отце. Для лучшего усвоения кратко постараюсь изложить основные положения предыдущей лекции, посвящённой Троичному догмату.

Бог христианского Откровения – это Триединый Бог. Ни Единица, ни Троичность сами по себе не в состоянии отобразить полноту Новозаветного Откровения. Только Триединство единосущных друг другу Лиц – Отца, Сына и Святого Духа есть полнота Того, Кто является Творцом всяческого.

Мы не говорим только лишь о Едином Боге, о Котором говорят и философы, и иудеи, и мусульмане. Монотеизм христиан – это не монотеизм философов, не монотеизм иудеев, и тем более не монотеизм мусульман или каких-либо восточных религий. Вне христианства Бог – это либо Сверхличностный Абсолют, Безликая Высшая Сущность (варианты: Энергия, Сила, Разум, Дух), либо Единичная Личность, сущность Которой совпадает с Единичной Личностью. Одна Сущность в безликости или одна Личность в личностности остаётся одинокой и не обращённой ни к кому. В этих учениях или теориях Бог является только Причиной мира. В Нём как бы нуждается человеческая мысль (у философов), чтобы объяснить происхождение мира и его бытие. В нехристианских религиозных традициях Бог хотя и личностен, но по-прежнему одинок, и до творения мира Он как бы пребывает в Своём одиночестве, не будучи обращён ни к кому.

Понимание Бога изменяется с Откровением Божием во Христе. Богоявление – это Сын Божий, благословляемый Богом-Отцом, и на Которого в виде голубя сходит Св. Дух. Человеческая мысль объявляет это безумием, иудейская религиозность – богохульством, верующее христианское сердце – полнотой Истины. Вне Троичного понимания нет христианства, как его нет и без Воскресения Христова. Бог – един по существу, но Троичен в Лицах. Бог, в Которого мы верим, это «Троица Единосущная и Нераздельная».

Все Лица Пресвятой Троицы обладают полнотой Божественного совершенства. Все Три Лица «единосущны» друг другу. У них у всех одна Божественная природа, и каждое Лицо обладает полнотой тех Божественных свойств, которые относятся к сущности Божией (Божественной природе), а потому носят название «сущностные свойства». И Отец, и Сын, И Святой Дух обладают неизменностью, бессмертием, вечностью и др. Нельзя мыслить каждое Лицо в отдельности от Двух других. То есть нельзя как бы допускать в мыслях (или при молитве), что каждое Лицо как бы «чем-то отделено» от Двух других. Но в то же время нельзя «смешивать» и «сливать в Одно». Лица различаются ипостасными свойствами, но Они единосущны друг другу, и каждая из Трёх Ипостасей обладает полнотой сущностных свойств.

Два метода богословия (способа познания Бога) соответствуют двум группам Божественных свойств. Одни из них, – катафатические, – выражают наше положительное знание о Боге. Мы знаем о Боге, что Он есть любовь, что Он Праведный Судия, что Он Промыслитель и др. Другая группа свойств есть выражение нашего «незнания», связанного с ограниченностью нашего опыта в рамках тварного и падшего существования. Мы живём в мире форм, очертаний, цветов и т.п., а Бог превышает всё это и находится за пределами творения в Своей непознаваемой сущности. Он пронизывает мир Своею благодатью и участвует в жизни мира Своим Промыслом. Бог непознаваем в Своей сущности, и потому такие Его свойства, как неизменность, бессмертие и вечность являются отрицательными характеристиками Бога. Мы должны никогда не забывать о том, что нас с Богом разделяет пропасть между нашей сотворённостью и Его нетварностью. Мы отстоим от Него именно природой. Мы сотворены, а Он наш Творец, и эта истина как бы утверждает наше сердце в смирении и покаянной настроенности, сопряжёнными с надеждой на Его любовь и промышление о нас. Мы при духовном размышлении и молитве отказываемся от принятия каких-либо образов (в согласии с учением святых отцов), собирая ум в слова молитвы, и со вниманием стараемся не рассеиваться умом ни на что внешнее, потому как ничто из внешнего опыта не может нам помочь в понимании Бога. Именно поэтому отрицательное богословие, и отражающая его суть духовная установка («аскеза ума») – это единственно возможная и единственно верная стезя на пути к спасению через искание соединения с Богом посредством причастия Божественной благодати. Мы надеемся на Бога, укрепляемся в вере и любви, терпеливо ждём и принимаем всё, что приходит как явление Его благости. Верим в Его Промысл о нас; в то, что Он Праведный и Любящий Судия; общаемся с Ним в молитве и в Таинствах Покаяния и Причастия. И в этом общении Бог открывается нашему смирению, и мы познаём Бога через соединение с Ним. Это не интеллектуальное напряжение и не усилие воли, это смирение и приобщение тварной личности к Творцу. Потому и путь богословия и Богопознания – это путь живого общения с Богом, в молитве и Причастии, в «угождении образу Божиему» – ближнему нашему, без чего любое знание и понимание бессмысленно и бесполезно…

Необходимо прийти к уяснению того, что правильное догматическое сознание в целом, и правильное понимание догмата о Св. Троице («основы основ» нашей веры) в частности, есть фундамент нашей духовной жизни. Молитва к Богу обращена всегда к Личности Бога, а не к безликой сущности. Мы обращаемся к Богу на «Ты», потому как надеемся и верим в самую возможность именно «личного общения», а не безликого соприкосновения или растворения в чём-то Божественном. Мы можем обращаться к каждому из Трёх Лиц Пресвятой Троицы (как в трёх первых молитвах из «вечернего правила», например), но никогда не должны забывать и не терять чувства того, что Бог един, и Троица это не «три Бога», а Троичный в Лицах Единый Бог – Триединство Лиц единой природы. Обращаясь ко Христу, мы должны помнить, что «Он и Отец – одно». Обращаясь к Святому Духу, верить, что схождение Святого Духа и самая «возможность стяжания Святаго Духа», от Отца предвечно исходящего, открылась лишь по Вознесении Спасителя. Обращаясь к Богу-Отцу с верой в то, что Он действительно «Отец наш Небесный», мы должны понимать, что усыновлены Ему мы через Христа, Сына Божия, освободившего нас от власти диавола, греха и смерти, и давшего нам возможность непосредственного соединения с Богом, возможность стать «богами по благодати». Но об этом далее будет рассмотрено подробнее, а теперь мы подошли к разбору 2-го члена Символа веры в толковании, представленном профессором богословия Владимиром Николаевичем Лосским.

* * *

Последующие цифры в тексте лекции соответствуют нумерации абзацев текста «Толкования». Стоящая цифра «1» означает, что за ней будет комментарий к первому абзацу, цифра «2» – комментарий ко второму абзацу и т.д.

1. "Непропорциональность", о которой говорит автор, связана именно с тем, что Единый Бог Отец принимался иудаизмом и христианством равно. Это принималось как очевидное и не вызывающее нареканий. Единый Творец вселенной – это общее положение, не подвергаемое сомнению у иудеев. Но Личность Господа Иисуса Христа действительно совершенно иначе понята христианством и иудаизмом, и различие в понимании выразилось не просто в несогласии и неприятии, а

в убийстве Христа ревностными сторонниками иудаизма.

Nota bene (на заметку): Книга Деяний. Савл, стоявший при убиении архидиакона Стефана и стороживший одежды убивавших, был одним из ревностных фарисеев и занимался тем, что отыскивал христиан «мужей и жен» и влачил их в темницы. На нём сбывалось пророчество Спасителя о том, что «наступает время, когда всякий, убивающий вас (христиан – А.С.), будет думать, что он тем служит Богу» (Деян. 16: 2). Но потом, после своего обращения Савл стал Апостолом Павлом, просветителем языческих народов, самым ревностным из Апостолов, и ему принадлежат слова:

Я не хочу ничего знать, кроме Христа распятого, «для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор» (Флп. 3: 8).

Именно Христос – «Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла: от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших» (Пс. 117: 22-23).

Шесть членов Символа веры, начиная со 2-го, говорят о Личности Христа и Его деле. Важно понимать, что в центре внимания нашей веры не Учение Христа или Его чудеса и исцеления, но

Сам Христос.

И все еретические доктрины, по сути, либо искажают понимание Св. Троицы (то есть понимание Самого Бога), либо искажают понимание Личности Спасителя и дела Его Домостроительства спасения.

2. Единобожие Нового Завета выражено первыми словами Евангелия от Иоанна:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Эти слова со всей ясностью утверждают Божество Сына Божия, потому что именно Он и есть Слово Божие. В 10-й главе того же Евангелия Христос говорит: «Я и Отец – одно» (Ин. 10: 30).

И далее Лосский говорит о «различных пониманиях и подходах» к этой истине – истине единства Отца и Сына. Для нас теперь не вызывает сомнения, что то понимание, которое выражено во втором члене Символа веры единственно возможное и соответственно единственно верное, потому как именно оно и есть православное понимание единства Отца и Сына. И вот, мы живём с этим глубоким убеждением, что Символ веры это некая данность, возникшая вместе с христианством. Но это не так. Символов было много, в каждой поместной Церкви свой, но затем по мере возникновения различных лжеучений, о которых писали уже Апостолы, у Церкви возникла необходимость отобрать наиболее совершенный и, доработав его, принять всей полнотой церковного организма как «символ православного вероисповедания». В 325 году на I Вселенском Соборе был принят такой символ, он получил наименование Никейский (по названию г. Никея), или же в другом прочтении «Никейское исповедание» или «исповедание Никейских отцов». Но этот «Символ веры» сильно отличается от нашего Символа, хотя и является его основой, потому как наш Символ веры возник в 381 г. на II Вселенском Соборе. И вот, нам с очевидностью ясно, что христианство явилось гораздо раньше 381 г., но Символ веры или краткое изложение основ веры только в 381 г. До этого же существовали в той или иной мере различающиеся формулировки догматов, многие из которых были обнаружены как откровенно еретические. И именно о последних – еретических – проф. Лосский говорит как о «различных пониманиях и различных подходах», которые вызвали «жестокие разногласия».

Каждому верующему человеку необходимо понимать, что православные отцы боролись за веру. Ярким примером этой борьбы был свт. Афанасий Великий – действительно величайший борец за веру, за истинное православное понимание «единосущия Отца и Сына». Вся его жизнь – картина борьбы против ереси арианства (см. об арианстве в лекции №4). Эта борьба – большее свидетельство, нежели любые доказательства необходимости богословского выражения веры для ограждения её от еретических искажений. Свт. Афанасий Великий был ещё диаконом, когда проходил I Вселенский Собор, но по той лютой ненависти, которую испытывали к нему ариане, было ясно, что и тогда, и впоследствии он был лидером православного лагеря, а порой оставался в нём чуть ли не одиноким исповедником истинно православной веры. Он отстаивал «единосущие Отца и Сына» всей своей жизнью с бездной ссылок, злоключений, скитаний и обстояний. Его жизнь и его богословская позиция соединились в одно и были неразличимы. Он боролся против арианства, против ложного учения о том, что Сын не одной сущности с Отцом, и что Он сотворён, как и весь мир (об этом на прошлой лекции). Арианство – это одно из ложных решений понимания «единства Отца и Сына». Другое принадлежало модалистам.

Ересь модализма по-другому называется савелианством (по имени ересиарха – римского пресвитера Савелия). Иерей Олег Давыденков пишет об этой ереси следующее:

«По этому учению… Бог есть единое безличное существо, которое последовательно проявляет Себя в трёх модусах (от этого название ереси модализм – А.С.) или лицах. Отец, Сын и Святой Дух суть три Божественных модуса. Отец создал мир и даровал синайское законодательство, (затем) Сын воплотился и жил с человеками на земле, а (затем) Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет Церковь и управляет ею».

По Савелию есть некое безликое Божество, которое принимает на себя то одну, то другую «личину», оставаясь по природе безликим. В итоге вместо Троичности Лиц у Савелия есть лишь три разных проявления или способа (модуса) существования этого Божества. Вместо Божественного Лица у него модус проявления (принятие личины). В итоге нет постоянства и вечности Св. Троицы, а есть только последовательно сменяющие друг друга «маски» Безликого Сверхличностного Абсолюта. Савелий мыслит о Боге в категориях времени, его плотскому уму хочется разложить жизнь Троицы на какие-то составные элементы и понять её «изнутри», ему чуждо апофатическое сознание (как оно чуждо было и Арию). Ему кажется, что Бог не может быть «сразу» Тремя Личностями. Но именно это и есть суть христианского Откровения. Именно эту истину отстояли у многих еретиков Великие Каппадокийцы – свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов и свт. Григорий Нисский. В Боге Три Лица извечно, но это не «три Бога», и уж тем более не три «личины» (модуса), а это Триединый Бог, в Нём нет никакого «изменения или тени перемены» (молитва свт. Василия Великого); Он вечен в единосущии Троичных Лиц и, обращаясь к Нему, мы говорим «Ты».

И Савелий и Арий – это яркие примеры того, что бывает с людьми, когда они пытаются приступить к исследованию Божественных тайн, не стремясь отрешиться от чисто философских построений и «плотского мудрования». Пример того, как люди, не желая идти путём смиренного устроения сердца и глубокого изменения ума, пытаются решить всё, опираясь на «естественные человеческие способности» и свой «плотской ум». Построения обоих ересиархов – это построения философов, а не богословов. Их мысли логичны, но человеческая логика во всей своей стройности и гармонии применима к тварному миру и опыту, но не к бытию Того, Кто является Творцом бытия; и того, кто пытается всё постичь с помощью своей «квадратной логики», ждёт провал. Ярким примером такого мудрования был Гегель – немецкий философ 19 века. Он пытался постичь «мышление Бога», и его философии покорилось большое количество мыслителей, как идеалистов, так и материалистов (Маркс, Энгельс), но, несмотря на то, что он занимал позицию христианина (пусть и протестанта), его философия чисто пантеистическая (зри о пантеизме в лекции №4).

Опираясь на свой ум, и желая своим умом понять суть «единства Отца и Сына», ересиархи возвращали христианство как сверхъестественное Откровение к временам языческой философии, плутавшей в поисках какой-то неведомой истины. Путь ереси – это не только путь заблуждения, но и путь упорства воли, путь решительной защиты своих заблуждений, и именно в этом опасность ереси.

Опускаем краткое описание истории христологического догмата (догмата о двух естествах во Христе), который мы будем рассматривать далее, начиная с лекции №6, и переходим к следующему абзацу.

3. Символ веры так же, как и другие догматы, укоренён в Евангелии и не является чем-то «надуманным», замутняющим «простоту и чистоту благовестия». Евангелие от Иоанна, – Евангелие Духа, – написанное Ап. Иоанном, который первым удостоился чести получить имя «Богослов», является самым богословским и самым духовным из Евангелий. Оно написано позже всех остальных. В этом Евангелии мы чаще всего видим, как Сын Божий говорит о Своём Божественном достоинстве и связи с Отцом. Но, несмотря на очевидность и ясность евангельской мысли, нашлось немало людей,

стремившихся исказить и неадекватно изложить евангельское учение. А главное, многие из этих людей были пресвитерами Православной Церкви (Арий, Савелий), а некоторые даже были патриархами (например, Несторий был прежде того, как стал ересиархом, Патриархом Константинопольским). То есть эти люди проповедовали в церквах и находили сторонников своих еретических мудрований, а это вносило смуту и раздор в попытках понять первоначально ясное учение Евангелия. И за этим созываются Вселенские Соборы, представители которых – святые отцы, и их цель не «замутнить чистоту» Св. Писания «еллинским мудрованием», а, напротив, с помощью греческой философии упорядочить и оградить истины православного вероучения от нападок еретиков и всех тех, кто желал Церкви зла.

4. Онтологическая связь (бытийственная, по природе, связь по сущности) Сына с Отцом означает внутритроичную связь Отца с Сыном независимо от творения. Второй член Символа веры посвящён именно предвечной бытийной связи Сына с Отцом, тогда как все остальные члены Символа веры, имеющие отношение к Господу Иисусу Христу, являются догматами, отражающими Домостроительство спасения человеческого рода, совершённое Спасителем.

5 . Ап. Иоанн в Евангелии говорит:

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын , сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18).

Сын Божий – Единородный Сын Отца. Он рождён от Отца (ипостасное свойство Второй Ипостаси) «прежде всех век», но Он единосущен Отцу, Он с Ним одной природы, о чём и Сам Господь говорит, что Он и Отец – одно (ср. Ин. 10: 30).

В воскресном тропаре 5-го гласа Церковь поёт:

«Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим, вернии, и поклонимся, яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным воскресением Своим».

«Собезначальность» Слова – это именно то, что есть единый (один, единственный) Сын, «сущий в недре Отчем», Который есть от «начала» (Ин. 1: 1).

Мы встречаем в Писании мысль о том, что христиане – «сыны Божии», и это, возможно, смущает наш ум. Но смущение это должно рассеяться, когда постараемся со смирением понять истину различия сыновства Сына Божия и нашего сыновства Богу (в молитве «Отче наш…»). Различие это раскрывается в том, что есть сыновство по природе , а есть сыновство по благодати. Первое относится только к Единородному Сыну Божиему. Второе относится ко всем христианам, потому как мы можем становиться сынами по благодати, участвуя в спасении нас Богом. То же самое говорится и в главной сотериологической формуле православного догматического богословия (сотериология – учение о спасении):

Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати.

Это можно расшифровать так: Бог воспринял полноту человеческой природы и стал во всём (кроме греха) подобен нам для того, чтобы мы смогли «обожиться», освятиться Им и стать поистине «богами»; но наша «божественность» возможна исключительно по благодати Божией, а не каким-то иным образом.

В итоге нам необходимо уяснить смысл фразы Лосского: «Только Иисус Христос по Своей природе – Сын Божий» . Он «одно» с Отцом, то есть одной с Ним природы. Мы же усыновлены Отцу через то, что Христос не только истинный Бог (то есть обладает полнотой Божественного достоинства и совершенства), но и истинный Человек со всей полнотой человеческой природы, кроме греха. И вот, через человечество Христа мы усыновлены Богу, потому что Он не только единосущен Отцу по Божеству, но также единосущен нам по человечеству, так как Дева Мария Богородица родила Господа Иисуса Христа, будучи во всём «нашего рода», а чистота Её – дело Её величайшего подвига.

6. Сын «рождён прежде всех век» от Отца не в том смысле, что раньше, чем был сотворён мир. Нет. Его рождение неподчинено времени. Оно не просто вневременно, оно предвечно и происходит «от начала» (Ин. 1: 1), то есть не было такого момента, когда Слова не было. «В начале было Слово…», и тропарь: «Собезначальное Слово Отцу и Духови…». Рождение от Отца является ипостасным свойством Сына, но оно никак не может быть воспринимаемо нами по аналогии с рождением человека. Как мы уже говорили на прошлой лекции, ипостасные свойства так же непостижимы, как и сущностные апофатические свойства.

И слова Спасителя выражают эту тайну предельно конкретно:

«Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Ин. 8: 58).

Сын со безначален Отцу, и Отец не раньше Сына, и Сын не позже Отца. Они суть одно, и Им в равной степени присуща полнота тех сущностных свойств, о которых мы уже говорили: вечность, бессмертие и др.

7. Весь этот большой абзац, посвящённый рассмотрению и толкованию слов «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна», концентрирует внимание на тождестве Отца и Сына. Это природное единство. Отец и Сын «единосущны» друг другу, у них нет иного различия кроме личных (ипостасных) свойств, и об этом Спаситель Сам свидетельствует не раз в Евангелии. Личностное различие не разрывает единства сущности. По сущности Бог един, но это Бог-Троица. Единосущие Лиц – Отца, Сына и Святого Духа – это тождество их по природе. У всех Трёх Лиц Троицы единая сущность. Наше сознание привыкло видеть, что 1=1, но то, что 1=3 – это для нас невероятно, но это основа нашей веры. И если мы внимательно с трепетом и смирением будем вновь и вновь перечитывать 17-ю гл. Евангелия от Иоанна, то может быть когда-нибудь и наша церковная жизнь приблизится к пониманию того, что мы призваны стать «одним телом общения», не сливаясь друг с другом, будучи личностями, но и не оставаясь разъединёнными (греховным обычаем «мира сего») «индивидуальностями», соприкасающимися друг с другом лишь внешне, но никогда внутренне.

8. Здесь снова Церковь повторяет истину предвечного рождения Сына с добавлением слова «несотворенна». Эти слова есть, по сути, анафематствование Арию и всем сторонникам его еретической доктрины, которые учили, что Сын сотворён, и что было время, когда Его не было, а значит Он и не одной природы с Отцом. Именно эти еретические настроения Церковь опровергает словами вероисповедания несотворённости и предвечной рождённости от Отца Сына Божия, Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Слова «акт Божественной внутритроичной жизни», относящиеся к «рождению Сына» и «исхождению Св. Духа» показывают, что речь идёт именно о глубоко непостижимых таинственных отношениях между Лицами Пресвятой Троицы, укрытых от всего тварного мира: не только от человеков, но и от высших чинов Ангельских. «Внутритроичная жизнь» целиком и полностью укрыта от нас. И здесь важно понимать, что «рождение Сына» есть «внутриприродный» акт, тогда как сотворение – это возникновение иной природы, другой по отношению к Божественной природе «Сотворившаго вся», и этот акт есть акт «вовне». Внутри Троицы всегда есть всё, что есть (читайте о сущностных свойствах).

9. «Единосущие» Лиц Пресвятой Троицы – это истина, которая утверждала православие и ставила точку на деятельности ересиарха Ария, не желавшего принимать истинно христианское учение, но возмущавшего Церковь своим злочестивым мудрованием. Термин был взят из греческой философии и был первым введением небиблейского понятия в обиход общецерковной мысли. Но только через это слово можно было выразить истину о глубокой тождественности Трёх Божественных Ипостасей по сущности. Высшей точкой деяний I Вселенского Собора можно по праву считать установление именно этого термина.

10. Утверждение «Имже вся быша» имеет основания в Св. Писании, о которых и говорит В.Н. Лосский. «Всё было соделано Сыном». Но на прошлой лекции мы, изучая 1-й член Символа веры, узнали, что Бог-Отец – «Творец небу и земли». Это не противоречие. Нам важно помнить и как бы всегда припоминать в сердце святоотеческую догматическую формулу, выражающую тождество в различии действования Триединого Бога:

Отец действует через Сына в Духе Святом.

В Боге-Троице одна воля и одно действование, потому как воля – это характеристика не Лица, но единой природы. Эта истина так же запредельна для человеческого ума, как и сам Троичный догмат. Отдалённой аналогией может быть идеальный христианский брак (для понимания этого). Все члены семьи живут душа в душу, и у них никогда не возникает ссор, они всегда хотят все одного и того же. Это идеальное состояние вещей, и нам, ограниченным нашей падшей природой, которая каждому из нас диктует «творити своя хотения», сложно понять даже, как такое может быть в нашем тварном мире. В Троице одна воля и одно действие. У Трёх Лиц одна воля и одно действие, но различие только в образе действования. И важно запомнить, что:

1. Отец – Причина первичная

2. Сын – Причина действующая

3. Св. Дух – Причина совершительная

Но всё это имеет смысл по отношению к творению, а не к Богу Самому в Себе. Поэтому важно понять, что творение мира – это не действие какого-либо одного Божественного Лица, но Троичный акт, в котором действуют все три Лица, различающиеся в этом акте только образом действования.

* * *

Мы рассмотрели первые два члена Символа веры, которые имеют непосредственное отношение к учению о Св. Троице или о Боге в Самом Себе, как принято это называть в догматическом богословии. Все остальные члены Символа имеют отношение уже к Домостроительству спасения. И поэтому нам необходимо будет прежде, чем приступить к рассмотрению православного учения о спасении понять всю совокупность обстоятельств, благодаря которым мы возымели в этом нужду, а Спаситель пришел «нас ради человек, и нашего ради спасения». И, в связи с этим, нам придётся на одну лекцию (№6) отвлечься от «Толкования» проф. В.Н. Лосского и рассмотреть такие догматы, которые не проговариваются явно в Символе, как учение о творении и о грехопадении, дабы выяснить полноту тех обстоятельств, исходя из которых только и можно говорить о таких вещах, как «искупление» и «спасение».

Вопросы:

1. Тринитарные ереси: арианство (ересь Ария), духоборчество (ересь Македония), модализм (ересь Савелия). Раскрыть в нескольких предложениях суть каждой из них и православное опровержение каждой.

2. Какой термин 2-го члена Символа веры раскрывает единство Отца и Сына? Применим ли этот термин к единству Трёх Ипостасей или же только к единству Первой и Второй Ипостасей (ответ обоснуйте, опираясь на усвоенный лекционный материал).

3. Чем различаются «сыновство» Сына Божия Отцу и «сыновство» Богу всех верных христиан, произносящих молитву «Отче наш…»? (краткий ответ)

4. Какие слова Символа веры, по сути, есть православное опровержение арианского лжеучения?

5. Какая догматическая формула раскрывает учение о единстве действия Трёх Лиц Пресвятой Троицы по отношению к тварному миру?

6. Какими понятиями описывается образ действия каждого Лица Пресвятой Троицы в творении и спасении мира?

7 . Какими словами Господь Иисус Христос раскрывает учение о связи Отца и Сына в Евангелии от Иоанна?

__________________________________________________________

Основная литература:

1. Катехизис. Свт. Филарет Московский. (любое издание)

2. Проф. В.Н. Лосский, еп. Пётр ( Л'юилье ). Толкование на Символ веры. Киев, 2000 г.

3. Прот. А. Шмеман. Воскресные беседы. М., 2002 г.

4. Прот. А. Шмеман. Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию. Клин, 2001г.

5. Свт. Николай Сербский. Верую. Вера образованных людей. М., 2002 г.

cледующая

вернуться к списку лекций

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz