Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

Курс лекций.
"Введение в догматическое богословие"            

автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв

 

Лекция 4

Учение о Боге-Троице (Боге в Самом Себе). Первый член Символа веры

План:

Введение

1. О Правиле веры в целом и Символе веры в частности.

2. Расширенное разъяснение на толкование 1-го члена Символа веры проф. В.Н. Лосским и еп. Петром (Л'юилье).

Заключение

  Введение

В предыдущей лекции мы с вами размышляли о том глубинном различии, которое отделяет сферу догматического богословия от любых форм человеческого мышления (обычных повседневных представлений, философских систем и теорий, научного образа мысли). Было сказано, что Бог как Творец отличен от всего, сотворённого Им мира; Он совершенно другой природы, Иной ко всему, что мы знаем, видим, мыслим, представляем… И эта инаковость Бога по отношению к сотворённому Им «из ничего» миру понуждает человеческий ум (как и ум ангельский) исходить из веры в то, что Бог не может быть познан по сущности никем из тварных личностных существ (Ангелов и человеков). Он пребывает за «границей» всего тварного, любые представления из нашего ограниченного опыта никак не могут в полноте описать Того, Кто превыше любой тварной реальности и тварных мыслей и переживаний. Любой опыт, любая мысль и переживание ограничены нашим тварным миром, сотворённой реальностью нашей жизни, нашего пребывания в этом мире и нашим представлением о нём. Бог за пределами всего этого. Он всегда превышает самые совершенные и точные описания и самые глубокие чувствования и переживания. И потому единственно возможный путь догматического богословия – это не «путь разума в поисках истины», но путь смиренного устроения сердца и изменения ума для восприятия того понимания, которое в основе есть Откровение Божие. По-своему не получится, невозможно приспособить истины Богооткровенные к своему восприятию, тем самым неизбежно принизится и умалится их смысл и значение. Необходимо самому возвышаться, идя тесным путем «аскезы мысли» (по проф. Лосскому) и покаяния (суть этого подвига: нравственная работа по очищению и исправлению своей внутренней жизни в соответствии с евангельскими заповедями, и изменению «своего ума» на евангельский образ мыслей ). Это и составляет основу апофатического (отрицательного) богословия как единственно возможного способа отношения (связи) человеческой личности и Бога. Мы постепенно отрицаем за Богом всё тварное, осуществляя «невообразимое» для естественного человеческого ума мероприятие – отказаться от любых представлений и любых аналогий человеческого опыта и понимания. Именно в этом и являет себя подвиг мысленного самоотречения: мы как бы говорим себе, что не можем приписывать Богу того, чем Он не является. А именно, тварных характеристик Нетварному Божеству. И потому догматическое богословие вырастает на почве духовной жизни святых отцов и учителей Церкви, а не на почве учёной эрудированности и всезнайства. Догматические формулировки выверены опытом церковной жизни многих поколений святых Божиих человеков, они прежде признания их на Вселенских Соборах всей Церковью вызрели в покаянном подвиге смиренного устроения сердца многих святых отцов Православной Церкви. Убеждаемся, как догматическое сознание внутренне глубоко связано с духовным опытом личности и со всей церковной жизнью в целом. Именно поэтому догматическое сознание есть фундамент личной и церковной жизни, а догматы есть непреложная основа бытия Церкви. Догматы выступают как щит, ограждающий внутреннюю жизнь в церковном общении людей с Богом и друг с другом от нападок внешнего суетного мудрования и различных нападений вражьих. Церковь стоит на догматах, как на твёрдом камне, и без этого основания её бытие невозможно. В свою очередь личный духовный опыт должен быть крепко утверждён на православном догматическом сознании для того, чтобы личная духовная и церковная жизни выстраивались на «общем» понимании бытия (жизни в общении с Богом). Этим «общим пониманием» обладает вся «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь», и оно выражено в совокупности вероучительных истин (догматов). А иначе мы впадём в то несчастное «свободомыслие» по отношению к вере, которое привело к протестантизму и постепенному вырождению христианства на Западе.

Живя Церковью, её внутренней жизнью, человеку православному неизбежно приходится видеть, насколько сильно отличается церковное мироощущение и мировосприятие от всего, что есть в мире. Мир живёт по своим законам, и эти законы «по ту сторону добра и зла»; ни добро, ни зло не имеют никаких критериев, многим стало уже всё равно, и эти слова уже ничего не означают. Понятие греха и страсти стало даже чем-то обычным в жизни и неотвратимым. Всё смешалось и стало похоже на игру теней. Порой нас одолевает страх за нашу жизнь, за наших близких. И тогда Бог кажется далёким, теплота веры оскудевает, а мы кажемся себе заброшенными в этот мир и совсем никем не понятыми. И здесь твёрдость догматического сознания и решимость воли, укрепляемой им, должны помочь нам преодолеть искушение сомнением и маловерием, которые навеваются «врагом рода человеческого», который есть «лжец, отец лжи и человекоубийца искони» (Ин. 8: 44). Мы не должны забывать о Боге ни среди внешней суеты, ни среди внутреннего смятения и страха, потому как Бог «просвещает и освящает всякаго человека, грядущаго в мир» (молитва утрени), и Он всегда близок ищущим Его. И мы, живя в таком «безбожном» мире, какой бы эта жизнь тяжёлой и многоскорбной нам ни казалась, должны помнить всей душой, всей силой памяти, ума, сердца и воли, что

Жизнь дарована нам Богом, и мы обязаны понять, к чему мы Им призваны, живя среди этого беспощадного мира и хаоса страстей, к чему нас пробуждает Его Крестная Жертва – Жертва Любящего Бога?…

  ____________________________________________________

1. О Правиле веры вообще и Символе веры в частности

  Правило веры, как вы уже знаете из предыдущих лекций, есть одна из форм Священного Предания. В него входит не только Символ веры и не только вероучительные (догматические) истины.

Символ веры , который мы поём на Литургии, являет собой кратко и сжато изложенное догматическое учение Православной Церкви, за что и носит название «символа». Но, как известно, Вселенских Соборов было семь (Символ веры был создан на первых двух), и почти на каждом из них была разобрана и осуждена некая ересь, некое искажение вероучения Православной Церкви и было утверждено православное исповедание (то есть правильное понимание той или иной догматической истины, которую пытались неправильно представить еретики). В итоге у нас есть несколько догматов, которые будут ниже кратко представлены и которые мы, разбирая «Толкование на Символ веры», постараемся в той или иной мере обязательно затронуть. Они суть следующие:

1. Троичный догмат (догмат о Пресвятой Троице) (1-й и 2-й ВселенскиеСоборы): Бог един по существу и Троичен в Лицах (Ипостасях). Это не три Бога и не Один (как бы одинокий) Бог, но Триединый Бог. Это главная истина христианского Откровения, которая смущает всякое естественное человеческое мышление и ум, заставляя его либо отрицать её реальность, либо со страхом отказываться от всякого понимания. И то, и другое не имеет ничего общего с православным догматическим сознанием.

Богословские споры о Пресвятой Троице проходили на I (325 г.) и II (381 г.) Вселенских Соборах, и потому эта эпоха в истории догматического богословия и жизни Церкви носит название эпохи тринитарных споров (триадология – часть догматического учения, имеющая отношение к бытию Св. Троицы).

2. Христологический догмат (3-й и 4-й Вселенские Соборы) : в единой Ипостаси Богочеловека Иисуса Христа соединены два естества (две природы) – Божественная и человеческая. Образ их соединения выражен четырьмя апофатическими определениями: неслитно , неизменно, неразлучно, нераздельно.

Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Сын Божий воспринимает и усваивает Себе всю полноту человеческого естества (кроме греха, но со всеми последствиями грехопадения, как-то – страданием и смертностью). По воплощении обе природы во Христе – Божественная и человеческая – сохраняют всю полноту своих свойств, не изменяются и не сливаются друг с другом. Кроме того, во все дни Своей жизни Божественное естество в Спасителе неотделимо и неразлучно по отношению к человеческому.

а). Догмат о двух волях во Христе (6-й Вселенский Собор): во Христе есть две воли – Божественная и человеческая, и человеческая воля пребывает в послушании Божественной. Этот догмат является конкретизацией и подтверждением Халкидонского вероопределения (догмата о двух естествах во Христе, утверждённого на IV Вселенском Соборе в г. Халкидоне).

б). Учение об иконопочитании (7-й Вселенский Собор): икона есть «второобраз», взирая на который, человек должен возноситься умом к Первообразу и воздавать Ему должное поклонение. Воздавая поклонение иконе, православный человек покланяется не самой доске, не предмету, на котором изображён Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица или кто-то от святых, но самому изображённому, через образ тому, кто изображён. И, взирая на образ, человек мысленно возносится умом к первообразу.

Таковы догматы нашей веры, и за ними стоит ещё множество святоотеческих пояснений, связанных с пониманием природы Церкви, пониманием спасения, Таинств и многого другого, что имеет отношение к области догматической (вероучительной).

В соответствии с нашим курсом мы остановимся только на догматических истинах, выраженных в Символе веры.

Символ веры – это православное исповедание основ нашей веры. Это сумма вероучительных истин, раскрывающих учение о Боге в Самом Себе (учение о Предвечном Бытии Пресвятой Троицы) и учение о Домостроительстве Божием (творении мира, воплощении Бога-Слова ради нашего спасения, Его Искупительной Жертве и Воскресении, утверждении Им Церкви, учреждении Св. Таинств и др.), а также учение о последних судьбах мира и будущей вечной жизни (эсхатологию).

Начиная с этой лекции, и на всех последующих, мы будем с вами постепенно продвигаться в изучении Символа веры, рассматривая его по частям, которые носят название членов. На этой лекции мы рассмотрим 1-й член Символа веры. Основой для этого будет небольшая по объёму, но глубокая по содержанию книжица проф. В.Н. Лосского и еп. Петра (Л'юилье). Эта брошюра для понимания является сама по себе не менее сложной, чем сам Символ веры. И именно поэтому нам необходимы комментарии и пространное разъяснение, что и сохранится в виде моих печатных лекций.

* * *

1-й член Символа веры.

Догмат о Св. Троице:

Бог един по существу, но Троичен в Лицах.

 

Отрывок из «Толкования…» проф. Лосского на Символ веры:

1-й член. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

 1. Бог христианского Откровения , Бог Священного Писания и пребывающей в Предании Церкви веры - не безличное существо , не безликий Абсолют , безразличный к судьбам человека . Монотеизм христиан - не монотеизм философов . Но он также отличен от ограничительного монотеизма таких религиозных традиций , как иудаизм и ислам , которые , признавая живого и личного Бога Ветхого Завета , не допускают , однако , что этот Бог как Личность отличен от Своей совершенной Сущности и , так сказать , способен выйти из Своего одиночества , быть больше , чем одним Лицом , ограниченным Своей единственностью . Полнота откровения - достояние Нового Завета : Сын Божий стал человеком и соделал нас способными к приятию Святого Духа , от Отца исходящего . Единый и личный Бог христианства - это Триединство Лиц . Поэтому воскресший Христос и послал Своих учеников « научить все народы , крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » ( Мф . 28, 19). « Верую » Церкви есть раскрытие этой христианской формулы Крещения .

2. Начальный член Символа , в котором мы исповедуем веру « во Единаго Бога », относится к Первому Лицу Пресвятой Троицы , к Отцу , Который есть личностное начало нераздельного Божества , равно присущего Трем Лицам . Все Три - Отец , Сын и Дух Святой - Бог ; не « три Бога », а « Бог единый », единая Сущность , единая субстанция или Природа в трех Ипостасях , Лицах . В силу этого совершенного единства Божественного Бытия между Лицами Пресвятой Троицы нет иного различия , кроме как в формах ( модусах ) существования , присущих каждому из Лиц : нерождение Отца , рождение Сына , исхождение Духа . Следует добавить , что эти личные свойства устанавливают тройственную связь , которая , позволяя различать Отца , Сына и Святого Духа , должна научить нас соотносить положительно каждое Лицо с двумя другими Лицами и никогда не разделять их в наших мыслях . Так , когда мы говорим об Отце « Вседержителе » и « Творце », не будем забывать того , что Он всё сотворил Своим Словом ( Ин . 1, 3), и что та же творческая сила свойственна и Духу Животворящему ( Иов . 33, 4).

3. Заметим , что выражение Вседержитель , собственно , значит « Господин всяческого », то есть Бог , всё в бытии держащий . Только Бог Библии , открывший Свое имя Моисею , когда сказал ему « Аз есмь Сущий » ( Исх . 3, 14), один только Он - « Творец », в абсолютном смысле этого слова . Создатель бытия из небытия . Он не « Божественный Ремесленник » , не « Демиург », устроитель вечной , бесформенной материи , некоего предбытийного хаоса . Если Бог сотворил всё « из ничего », не следует воображать , что сотворению мира , как возможности бытия , предсуществовало некое « ничто ». « Ничто » - не есть начало , которое можно было бы противопоставить совершенному Бытию Бога . Это выражение обретает смысл только по отношению к бытию тварному , которое начало быть без всякого предварительного условия по отношению к этому « началу » ( Быт . 1, 1), а только по всемогущей воле Бога . Однако не следует также думать , что отсутствие внешних условий обязывает нас предполагать , будто Бог создал всё « из Самого Себя », путем , своего рода , эманации ( истечения вовне ) или « экстериоризации » (выхода вовне). Мир - не ущербное и умаленное Божество , а бытие совершенно новое , вызванное к жизни Творцом , творчество Которого не было обусловлено какой - либо внутренней необходимостью . Сотворение - акт совершенно свободный , дарственный акт воли Божией , а не бессознательное , непроизвольное действие . Строй вселенной заставляет нас признать благость , мудрость , любовь Создателя , Который наполнил мир смыслом и дал ему высшее предназначение , подчинив личностным и свободным существам , сотворенным « по образу и подобию Бога » ( Быт . 1, 26-27).

4. Библейское выражение « небо и земля » ( Быт . 1, 1), которое обозначает целиком весь космос , всё то , что существует и сотворено Богом , в святоотеческом толковании получает разделительный смысл , указывая на существование реальности духовной и реальности телесной , невидимого мира « небесных духов » и мира видимого , с которым мы тесно связаны по биологическим условиям нашего земного существования . Мы видим , что это различение « неба » и « земли » отнюдь не влечет к необходимости признания « геоцентрической » космологии . Вообще , надо сказать , что « конфликт между наукой и религией » в этой проблеме выглядит искусственным . Действительно , не путем же исследования космических пространств откроется нам духовная безмерность тварной вселенной . И , тем более , не ядерная физика , анализируя строение материи , даст нам познать ту всемогущую Энергию Творца , которая сообщает бытие « видимым же всем и невидимым ».

* * *

Вышепредставленный фрагмент текста из « Толкования на Символ веры » проф. В.Н. Лосского является опорой для данной лекции. Текст академический, в нём много сложных речевых оборотов, и сам ход мысли является достаточно сложным для неподготовленного ума, но мы всё же попытаемся с Божией помощью продвигаться в понимании «основы основ» нашей веры, изложенной в Символе, при помощи именно этого Толкования. Кратко попытаюсь объяснить почему. Святые отцы-участники догматических споров на протяжении всей эпохи Вселенских Соборов не занимались толкованием Символа веры. Одно из немногих систематических изложений православного вероучения – «Точное изложение православной веры» преп. Иоанна Дамаскина – является очень сложным для восприятия текстом, и всякий, кто решился осилить эту книгу, признаёт, что она не для человека, желающего познать хотя бы основы веры. С другой стороны, у нас есть текст свт. Филарета (Дроздова) «Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви». Этот текст, в отличие от произведения преп. Иоанна Дамаскина, специально призван разъяснить и растолковать каждому верующему основы нашей веры, но и в его чтении есть ряд препятствий. Этот текст не является учебником. В нём просто кратко представлены ответы на основные вопросы, касающиеся вероучения Церкви. Имеющийся учебник по курсу «Катехизис» иер. Олега Давыденкова написан достаточно громоздким языком с использованием сложных оборотов речи. «Толкование на Символ веры» свт. Николая Сербского, озаглавленное как «Вера образованных людей», написано более простым и прозрачным языком, но у этого текста также есть свои специфические особенности, которые могут для кого-то стать препятствием в чтении: чрезмерная поэтизация, очень своеобразная проповедническая манера изложения. Текст очень хороший, но как дополнительное чтение. Наша же задача в том, чтобы как можно яснее и точнее усвоить догматическое учение Церкви в его глубокой связи со всем строем личного духовного опыта каждого церковного человека и с жизнью самой Церкви. Поэтому я решил, что «Толкование» проф. В.Н. Лосского есть некий компромисс, точнее, оптимальный и по краткости и по ясности изложения вариант. Другая причина в том, что лекции – это «расширение» мысли Лосского, её дополнение, прояснение. Это пример той работы, которую должны научиться проводить и вы, каждый из вас. Вам необходимо не просто научиться читать и понимать лекции, не только уметь правильно отвечать на вопросы, но и усваивать материал, объемля мыслью чужой текст. Моя речь в данном лекционном курсе предстаёт как некий мост между мыслью проф. Лосского и вашим опытом, но по этому мосту необходимо ещё перейти, то есть каждый должен научиться не просто читать, но усваивать (см. приложение 1 к данному курсу).

На этом занятии мы рассмотрим учение о Боге-Троице как основу христианского Откровения, уясним значение таких понятий, как «природа» и «ипостась» в православном понимании Единства Божественной природы и Троичности Ипостасей. Ниже представлен комментарий на «Толкование…» профессором Владимиром Николаевичем Лосским первого члена Символа веры. Двигаться будем по небольшим отрывкам.

* * *

1. «Бог христианского Откровения, Бог Священного Писания и пребывающей в Предании Церкви веры – не безличное существо, не безликий Абсолют, безразличный к судьбам человека. Монотеизм христиан – не монотеизм философов».

Комментарий: Для личного и церковного опыта веры «Бог христианского Откровения» не есть некая безликая, не имеющая личностных характеристик Первопричина. Он не таков, как об этом учили древнегреческие и новейшие философы. Например, один из первых философов Гераклит учил о некоем Превечном Логосе (Уме, Слове), управляющем миром (за что мч. Иустин Философ назвал Гераклита «нехристианским святым»), но его учение было плодом его личных размышлений. Греческие мыслители Платон и Аристотель, чья философская терминология и идеи более всего использовались отцами Церкви, также учили о Боге как некоей Первопричине, Источнике всякого движения, развития и всего существующего, но в их учениях (по причине того же, что всё это было плодом только их личных размышлений) имеется много того, что совершенно не принимается христианством. Средневековый философ Блез Паскаль узрел в некоем как бы сонном видении огонь и услышал слова:

Я есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов…

Бог открывается уже в Ветхом Завете как Личный Бог , Бог, имеющий «Лицо», и потому к Нему возможно личное обращение. Мы говорим Богу: «Ты», и обращаемся к Нему в молитве «лицом к Лицу», это обращение тварной личности, сотворённой «по образу и подобию Божию» к Личному Творцу. Бог христианского Откровения – это Личный Бог, а не безликая Первопричина философов; это не просто некая Высшая Сущность, или Космическая Энергия, или Сверхличностный (превышающий личность, преодолевающий её, как якобы нечто более совершенное – А.С.) Абсолют, недвижимый и запредельный, но это Бог, Который любит Своё творение и печётся о Нём. Это Бог, сказавший пророку Моисею: «Аз есмь Сущий», Я есть истинно Существующий и являюсь Началом всего, что существует благодаря Мне. Это Бог, Которому не безразлично то, что происходит с людьми и с каждым человеком в частности. Это Бог, «хотяй всем человеком спастися и в разум истины приити», Бог, «не хотяй бо смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему»… Это Личный Бог, ищущий того, что каждый человек обратит своё лицо к Нему и очнётся от греховного сна лености, уводящего его к смерти, помрачающего душу забвением главной истины своей жизни:

я сотворён Богом, и молитва к Нему – это корень моей жизни, отпав от которого, жизнь моя осыпется осенней листвой, отпавшей от древа.

Вера Церкви основана на церковном опыте. Откровение Бога не закончилось после пришествия Спасителя. Начавшись в эпоху Ветхого Завета, когда Бог говорил через Своих пророков людям Израиля, Откровение достигло своей полноты в Боговоплощении и вочеловечении Бога-Слова – Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Но основанная Спасителем Церковь на протяжении всей своей земной истории живёт в Священном Предании, и это Предание, по выражению проф. В.Н. Лосского, есть «жизнь Святого Духа в Церкви». После Пятидесятницы (схождения Св. Духа на Апостолов) Церковь стала для людей местом освящения и просвещения, исцеления и укрепления. Посредством Таинств человек освящается, и изменяется его природа, он становится иным по отношению к себе прошлому, его образ мыслей и вся жизнь становятся другими. Это и есть воцерковление жизни. И перемены, происходящие с человеком, живущим церковной жизнью – свидетельство того, что участие в Таинствах и есть то, что можно назвать

Личным Откровением Бога человеку.

Мы знаем нашего Бога не из книг и даже не из Писания только, но мы знаем Его из опыта нашей церковной жизни, опыта участия в Таинствах и молитвенного общения с Ним. Х. Яннарас пишет:

«Бог христианской Церкви есть Бог исторического опыта (открывающий Себя в истории людей – А.С.), в отличие от Верховного Существа умозрительных гипотез и философских рассуждений» («Вера Церкви», с. 53).

Поэтому монотеизм христиан («монос» – один, «теос» – Бог) – единобожие (противоположное понятие: политеизм – многобожие) – это не «монотеизм философов», о чём и было явлено философу Паскалю (зри выше).

«Но он (монотеизм – А.С.) так же отличен от ограничительного монотеизма таких религиозных традиций, как иудаизм и ислам, которые, признавая живого и личного Бога Ветхого Завета, не допускают, однако, что этот Бог как Личность отличен от Своей совершенной Сущности и, так сказать, способен выйти из Своего одиночества».

Комментарий: И в иудаизме, и во многом копирующем его исламе Бог – это одна Личность. Он живой Бог, отличный от Бога философов, но это Бог действительно «одинокий»… Можно сказать, что при таком понимании одной сущности соответствует одна личность (ипостась). Личный Бог полностью тождествен Своей сущности (вспомним те евангельские места, где фарисеи хотят побить Христа камнями за то, что Он называет Себя Сыном Божиим – после беседы о Пастыре добром, жизнь полагающем за овец, Ин. 10: 27-39). Одинокий Бог, хотя и является Личным, но до творения не пребывает в общении с Кем-то. Его бытие не есть бытие Бога Любви, потому как эта Любовь ни к Кому не обращена… Но всё же в Ветхом Завете есть ряд указаний на то, что Бог не одна Личность:

(Быт. 1: 26; Быт. 3: 22; Быт. 11: 6-7; Быт. 18: 1-3).

  « Полнота откровения – достояние Нового Завета: Сын Божий стал человеком и соделал нас способными к приятию Святого Духа, от Отца исходящего».

Комментарий: Бог христианского Откровения – это Бог-Троица. Не случайно праздник Крещения Господня (19 января) имеет ещё и другое название – Богоявление. Это потому, что в реке Иордане крещается Сын Божий, и на Него сходит в виде голубя Святой Дух, и глас Бога-Отца свидетельствует, что это Его Возлюбленный Сын. Это Откровение имеет место быть также и на горе Фаворской во время Преображения, когда Св. Дух в виде облака окружает Сына Божия, и вновь глас Бога-Отца свидетельствует о Сыне. Бог христианского Откровения и церковного Предания есть «Троица Единосущная и Нераздельная». Это Бог единый по существу (по сущности, по природе, по естеству), но Троичный в Лицах (Отец, Сын и Святой Дух).

«Единый и личный Бог христианства – это Триединство Лиц ».

Комментарий: Превечное бытие Св. Троицы – это не бытие единственного или безликого Бога, но таинственная, покрытая мраком для тварного человеческого ума жизнь Трёх Божественных Лиц в нераздельности общения и любви, которая познаётся только через причастие Божественной благодати (Божественным энергиям, благодаря которым человек приобщается Божественной жизни, и через участие в ней познаёт Триединого Бога, а также видит в основании каждой вещи как сотворённой Бога-Троицу, по мысли преп. Григория Синаита). Бог есть любовь, и эта любовь есть именно образ бытия Самой Пресвятой Троицы независимо от творения и ещё прежде него. Бог не нуждался в творении, чтобы излить на него Свою любовь, потому как любовь есть образ внутреннего бытия Самой Троицы. Это общение личной любви между Лицами Пресвятой Троицы и есть тот образ, по которому творится человек.

«Поэтому воскресший Христос и послал Своих учеников «научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

К: По Своём Воскресении Господь посылает учеников крестить уверовавших людей во имя Св. Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, тем самым подтверждая, что Бог действительно Единый и Троичный, и это та полнота, которую Апостолы должны были провозгласить по всей вселенной. Прокимен на службе первоверховных Апостолов Петра и Павла: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их». И это вещание было о Боге-Троице и о Христе, пришедшем спасти мир, и воскресшем от смерти, и дарующем всем уверовавшим в Него надежду на совоскресение с Ним.

«"Верую" Церкви есть раскрытие этой христианской формулы Крещения».

То есть главное содержание православной веры, которой живёт вся Церковь, есть именно вера в Бога-Троицу. И этой вере причастна не только вся Церковь, как все живущие церковной жизнью, но и каждая личность. Каждый верующий человек должен сознавать и чувствовать, что он сотворён Богом-Троицей и спасён Христом, как единосущным Богу-Отцу и Святому Духу.

* * *

2. «Начальный член Символа, в котором мы исповедуем веру «во Единаго Бога» относится к Первому Лицу Пресвятой Троицы, к Отцу, Который есть личностное начало нераздельного Божества, равно присущего Трём Лицам. Все Три – Отец, Сын и Дух Святой – Бог; не «три Бога», а «Бог единый», единая Сущность, единая субстанция или Природа в Трёх Ипостасях, Лицах».

Учение о Пресвятой Троице формировалось в православном богословии постепенно, был период возникновения ряда ересей и жесточайшей борьбы с ними, после которого в творчестве богословов (прежде всего «вселенских и великих учителей» свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова и свт. Григория Нисского – Великого Каппадокийца) были созданы точные формулировки и ясное изложено учение о Боге-Троице: Бог един по существу, но Троичен в Лицах.

Существовал ряд ересей, в которых только за Богом-Отцом признавалась полнота Божества, а Сын и Святой Дух понимались как некие силы и орудия Бога-Отца, либо Божественные Ипостаси сливали друг с другом.

Самой опасной тринитарной ересью (искажённым учением о Св. Троице) стала ересь нечестивого Ария, бывшего пресвитера Александрийской Церкви. Он учил, что так как Сын «рожден» от Отца, то значит было некое время, когда Его не было, и поэтому Его рождение почти то же, что сотворение мира, а следовательно, Он есть тварь. Увлечённость философскими рассуждениями и попытка подстроить Богооткровенные истины под своё понимание привели Ария к ереси, которую он ревностно отстаивал, и будучи действительно «подвижником», увлёк в неё множество людей… Помимо того, что Сын сотворён, в ереси Ария были и другие нечестивые положения. Он учил, что Сын есть некая тварная сила Отца, а Святой Дух есть высшее творение и является как бы «внуком» Отца. Все эти еретические умонастроения вырастали на том, что сей ересиарх (основатель ереси) пытался постичь своим немощным умом тайну Пресвятой Троицы и разложить её по «логическим полочкам» своего падшего и гордого ума. Узрев в «рождённости Сына» (пояснение ниже, в рассмотрении ипостасных свойств) некую начальность бытия Сына, он не мог придумать ничего лучшего, кроме как впасть в ересь и считать, что раз Сын рождён – это значит то же, что сотворён, а значит Он не одной сущности с Отцом. Но православное понимание резко отличается от этих еретических настроений, потому как «рождение Сына» есть «рождение прежде век», то есть предвечное рождение, не имеющее ничего общего с человеческим рождением или возникновением любой вещи. Рождение Сына есть нечто предвечное и происходящее внутри Единого Божества, а потому рождение Сына не есть отчуждение от Отца. Сын и Отец – одно (об этом Сам Спаситель говорит в Евангелии не раз). Если же принять ересь Ария, то наше спасение не является реальным, потому как суть спасения именно в том, чтобы сделать нас причастниками Божественного естества (2 Пет. 1: 4), то есть соединить нас с Богом. Но если Сын не одной сущности с Отцом (то есть Сам не является Богом), то тогда Его воплощение никак не удаляет и никак не приближает нас к Богу, и мы остаёмся в темнице греха и смерти, и нет у нас надежды на спасение. Но пасхальная радость, которую мы переживаем каждый год, есть истинное опровержение ереси Ария (как, впрочем, и всех других ересей), потому как Господь нас поистине соединяет с Собой, Сам являясь одним с Отцом и Святым Духом. То есть через всё Домостроительство спасения, совершённое Сыном Божиим, единосущным Отцу и Святому Духу, мы имеем возможность быть причастниками Божественного естества (молитвы ко Причастию) и жить с Богом одной жизнью через приобщение Его Божественной благодати. Ересь Ария была осуждена на I Вселенском Соборе (325 г.), и на нём же был впервые использован термин греческой философии «единосущный».

Подобная арианской ереси была ересь Македония, в которой также было изложено нечестивое учение о тварности Божественной Ипостаси, только теперь речь шла о Св. Духе. Поэтому другое название этой ереси «духоборчество», а сторонники её звались духоборцами. Таким образом, и арианство, и ересь Македония искажают Троичный догмат в области, определяемой термином «единосущие» Божественных Лиц – Отца, Сына и Святого Духа. Ересь Македония была осуждена на II Вселенском Соборе (381 г.).

Когда проф. Лосский говорит, что Отец есть «личностное начало» Пресвятой Троицы, то это не значит, что Он существовал раньше, чем существуют Сын и Святой Дух (да не будет!), но что Он есть причина «рождения Сына» и «исхождения Святого Духа». Но это очень условно. Говоря о причине, также необходимо понимать, что Он не «творит» Сына и Святого Духа, как о том учили различные еретики, но является единосущным Сыну и Святому Духу. У Трёх Ипостасей одна природа, одно естество.

Чтобы это лучше и яснее понять, необходимо обратиться к православному учению о сотворении Богом человека, основывающемуся на библейском свидетельстве (Бытие 1 глава, стихи 26-27). Бог творит человека по образу Своему и подобию, и в итоге «сотворил человека: мужчину и женщину сотворил их». Первые люди являют подлинный образ существования Бога-Троицы. У них одна природа, но две ипостаси. Они едины по этой природе, но существуют в двух лицах – Адам и Ева. После грехопадения это единство утрачивается, и восстанавливается оно Христом в Церкви. Церковь – единое Тело во множестве тварных ипостасей, соединённых общением с Богом и единой жизнью с Ним. Необходимо чутче всмотреться в образ существования человека до грехопадения и после него.

- до грехопадения . Люди пребывают во внутреннем единстве. У них действительно одна природа, они одной сущности, они внутренне глубоко связаны друг с другом и живут действительно одной жизнью, у них одна воля и хотение, они живут общением с Богом и непрестанной памятью о Нём, их существование глубоко гармонично и подлинно.

- после грехопадения. Природа разделяется на «две замкнутые индивидуальные природы», и люди становятся друг другу чужими. Они укрываются друг от друга, и от Бога. Эта отделённость есть самое главное следствие греха. Теперь нет внутреннего единства. Есть только внешнее единство, но у каждого уже своя жизнь, каждый становится как бы «сам по себе». Внутренняя связь утрачивается, и восстанавливается только в Церкви, которая, по слову Х. Яннараса, есть именно «тело общения». Это очень глубокие слова. Общение в одном теле между личностями – это и есть обретение того первобытного состояния, которое было даровано людям в их творении.

Именно потому, что мы живём после грехопадения, нам тяжело понять истину Троичного единства, но так поётся в песнопении (1-й антифон 4-го гласа на утрене), начинающемся со слов «От юности моея…»:

Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается,

светлеется Троическим единством священнотайне.

Путь внутреннего очищения и просвещения – это именно тот путь, на котором может состояться сердечное разумение тайны Пресвятой Троицы в Неслиянном и Нераздельном единстве Трёх Ипостасей. Именно здесь наиболее ярко то, что богословие не может быть без Богообщения, никакое Богопознание не может ограничиться лишь теоретическими рассуждениями падшего человеческого ума, оно необходимо связано с изменением всей внутренней жизни человека.

«В силу этого совершенного единства Божественного Бытия между Лицами Пресвятой Троицы нет иного различия, кроме как в формах (модусах) существования, присущих каждому из Лиц: нерождение Отца, рождение Сына, исхождение Св. Духа…(абзац до конца)».

На прошлой лекции мы говорили о сущностных Божественных свойствах, то есть тех свойствах, которые присущи всем Трём Божественным Лицам – Отцу, Сыну и Святому Духу. Сущностные свойства (см. лекцию №3, в разделе «Апофатические и катафатические свойства Божии»), как-то: беспредельность, бессмертие, вечность, любовь, благость, правда и др. – это те характеристики, которые имеют отношение к общей сущности Божией, это свойства, которые в равной степени имеют отношение ко всем Трём Божественным Лицам, и потому носят название сущностных свойств.

Но Бог, как мы знаем, это не только единое естество, но и Троичность Лиц. Это не только общая природа, но и различающиеся Лица. Бог не только единая Сущность, но Триединство различающихся Лиц.

Бог христианского Откровения – это Троичный Бог, Единый по существу, но различающийся в Лицах.

И вот, эти различия носят название «ипостасных свойств». Ипостасные свойства характеризуют способ (модус) существования того или иного Лица Св. Троицы. Это те свойства, которые имеют отношение только к одной из Ипостасей, а не ко всем Трём вообще.

Ипостасные свойства – единственное различие внутри жизни

Бога-Троицы.

Вечерние молитвы являют нам именно такое различение Лиц в их нераздельном единосущии ( лучше при этом иметь перед глазами рассматриваемые молитвы ). Мы обращаемся к Богу не как к некоей Единственной Сущности, но как к Лицу. И потому мы можем обращать наши молитвы и к Богу-Отцу, и к Богу-Сыну, и к Богу-Духу Святому, не разделяя и не разлучая Их в уме. В первой молитве – «Боже вечный и Царю всякаго создания…» – мы обращаемся к Богу-Отцу. Вторая молитва – «Вседержителю, Слово Отчее…» – обращение ко Второй Ипостаси Пресвятой Троицы – Богу-Сыну, «от Отца рожденному прежде всех век». Третья молитва – «Господи, Царю Небесный, Утешителю…» – молитва-обращение к Третьему Лицу Пресвятой Троицы – Богу-Духу Святому. Окончание каждой молитвы вновь возвращает нашу мысль к нераздельному единству Трёх Лиц, чтобы мы не разделяли их в уме и не мыслили их в «полной отделённости» друг от друга. В итоге, важно понять, что различие – только в ипостасных свойствах и образе действования, но сущность одна, и каждое Лицо Пресвятой Троицы в равной степени обладает полнотой Божественной сущности и является совершенным Богом. Святоотеческая формула, утверждённая Вселенскими Соборами такова:

Отец действует через Сына в Духе Святом.

Ипостасные свойства:

1. Бог-Отец – нерожден.

2. Бог-Сын – рожден от Отца (прежде всех век).

3. Бог-Дух Святой – от Отца исходящ.

Важно обратить внимание на два момента. На прошлой лекции мы проходили сущностные свойства Божии. Среди них были такие, как неизменность, вечность (вневременность, неограниченность временными рамками), беспредельность (неограниченность пространством). И вот, в связи с этим ни в коем случае нельзя воспринимать предвечное рождение Сына от Отца как некий процесс во времени и пространстве (то же касается и исхождения Святого Духа), потому как время и пространство – это атрибуты (свойства) тварной реальности, сотворённой Триединым Богом, и внутри Бога этому нет места. И потому важно прислушаться к преп. Иоанну Дамаскину, который говорит:

«Образ рождения и образ исхождения пребывают для нас непостижимыми».

Второй момент связан с тем, что Отец, являясь «началом» Сына и Св. Духа, потому как Один рождается от Него, а Другой исходит от Него, не является превышающим Их по Божественному совершенству, но все Три Лица Пресвятой Троицы в равной степени обладают полнотой Божества, и ни одно из Них не является каким-то обделённым или менее совершенным, чем два других. Например, в Символе веры говорится о Боге-Отце, что Он – Творец неба и земли, всего видимого и невидимого. Но так же говорится о Боге-Сыне, что всё было через Него (благодаря Ему), «Имже вся быша» (2-й член). Так же и о Духе Святом сказано, как о «Животворящем».

Каждая Ипостась Божия обладает полнотой Божественного совершенства и всеми сущностными свойствами во всей полноте.

«Ибо Отец, и Сын, и Святой Дух во всём едины, кроме нерождаемости, рождения и исхождения» (преп. Иоанн Дамаскин).

* * *

3. В этом абзаце речь идёт о творении. Здесь необходимо различать три важных момента православного учения о творении:

1. Творение мира Богом «из ничего».

2. Об иной природе сотворённого мира по отношению к Природе Сотворившего его Бога.

3. О творении как свободном действии Божием, не зависящем ни от каких внешних причин.

Проф. В.Н. Лосский, разъясняя учение о творении, говорит о том, что православное учение о творении мира «из ничего» резко отличается от любых других философских или научных концепций «понимания» этого. Древнегреческие философы – Платон и Аристотель – учили о том, что Бог есть некая Первопричина всего существующего, но Он не есть в полном и абсолютном понимании Создатель, а некий Демиург (Устроитель), потому как Ему совечна (существует «от века» вместе с Богом) некая бесформенная материя, из которой Он (подобно тому, как гончар использует бесформенную глину для изготовления горшков) творит мир. Это ложное учение, фактически заявляющее об ущербности, «некоем бессилии Бога» (свт. Афанасий Великий) и невозможности создать нечто «из ничего». Но в то же время, как подчёркивает Лосский, нельзя мыслить, что есть некое «ничто» как возможность. Богу не предшествует ничего в абсолютном смысле слова. До творения мира нет ничего, и мир творится «из ничего» только благодаря всемогущей воле Творца и Вседержителя.

Существует ложное философское учение – пантеизм , сторонники которого считают, что Бог как бы «срастворён», сотворённой Им природе. Они верят, будто бы Бог и сотворённый мир находятся в неразличимом единстве. Слово «эманация» означает излияние Бога в процессе сотворения. Будто бы это переход Самого Бога в иное состояние. Слово «экстериоризация» означает почти то же, выход Бога за некие пределы (хотя о каких пределах может идти речь, когда мы мыслим Беспредельного?). Главный момент в этом нечестивом учении тот, что его сторонники не различают природу тварную и природу несотворённую. Сотворённый мир – это новая природа, она другая по отношению к Сотворившему, и нельзя не различать природу этого тварного мира от природы Самого Творца. В православии мы должны чётко осознавать эту непреодолимую грань между даже самым совершенным творением и Сотворившим всяческая.

Бог всегда остаётся отличным по природе от сотворённого Им мира.

Бог творит мир по Своей благой воле. Его ничто не обязывает к этому, и этот акт – акт сотворения мира – есть изъявление Его любви и выражение желания того, чтобы нечто иноприродное Ему было причастником по благодати того блаженства, которым Бог обладает по природе. Суть сотворения именно в том, что, будучи сотворённым, мир стал «причастником Божественной милости и любви, совершенства и блаженства…».

* * *

4. Важным в этом последнем абзаце, комментирующем факт сотворения Богом «неба и земли», всего «видимого и невидимого» мира является различие реальности духовной и материальной. Свт. Григорий Богослов в своём сочинении «Слово 45, на Пасху» пишет о том, что Бог сотворил сначала мир духовный, мир ангельских сущностей (или «вторых светов», как называют ангельский мир святые отцы, подчёркивая их отношение к Превечному Божественному Свету). Это и есть мир невидимый, мир, который недоступен чувственному видению (явление Ангелов в Писании в некоторых образах есть приспособление их к нашему способу восприятия, а каковы они в подлинном их состоянии – это неизреченная тайна). Затем Бог творит мир материальной природы, и этот мир, мир чувственно воспринимаемый, совсем другой – этот мир в связи со своей материальностью совсем чужд Богу по своей природе. Он сотворён как нечто в полной мере совершенно иное по отношению к Божественной природе. И вот, вершиной творения является человек, сочетающий в себе духовную сущность («образ и подобие Божии») с материальной телесностью, как сотворённой из земли («земля еси, и в землю отыдеши»). Человек, соединяющий в себе два мира – миры видимый (как обладающий телесной природой и ограниченностью) и невидимый (как носящий в себе «дыхание Божие», духовную сущность), был призван стать царём всего существующего и привести весь тварный космос к Богу, дабы через человека весь мир в итоге стал причастником Божественной благодати, но это должно было произойти при содействии свободного произволения человека.

Современная наука в астрономическом аспекте являет собой «гелиоцентрическую космологию» (в центре находится Солнце), а не «геоцентрическую» (в центре – Земля), как думали раньше, исходя из Св. Писания. И фраза Лосского, что не через науку открывается «духовная безмерность тварной вселенной» подчёркивает, что конфликт науки и религии в интерпретации различных представлений о мире действительно искусственный. Наука говорит о чём-то совершенно ином, и её путь совсем другой. Богословие тесно связано с аскетическим подвигом. Богообщение неизбежно уводит нас в сторону от всего того, о чём говорит нам наука во всём многообразии «своих научных открытий».

* * *

Заключение

В заключении можно сказать следующее. Пространность лекции, её многосторонность призваны дать некую атмосферу богословской святоотеческой мысли. Возможно, какие-то моменты будут непонятны, неясны или просто невразумительны и неудобоваримы. Это, в каком-то смысле нормально. Важно то, чтобы мы не забывали, что речь идёт о самой большой тайне, которая находится за пределами всего тварного, как существования, так и понимания. Это тайна Пресвятой Троицы, и мы не должны излишне надеяться на свои интеллектуальные способности, пытаясь «до конца» уяснить излагаемое. Есть ряд важных пунктов, которые просто нужно запомнить и постараться предпринять усилие, чтобы они вошли вглубь нашей души, потому как это важнейшие моменты догматического сознания и восприятия, без которых наше общение с Богом, «единым по Существу, но Троичным в Лицах» будет неполноценным. Нужно воспитание в себе понимания того, что любые описания приблизительны в этой области и любые определения (о-пределять, налагать предел, ограничивать) недостаточны по отношению к пониманию бытия Беспредельного и чуждого всего тварного. Касательно нашего ума, его естественных способностей: 1=1, и это аксиома, но всё православие зиждется на истине, что

1=3 и 3=1.

Это тайна, укрытая для человеческого ума, как сокрыто понимание того, что есть по природе своей рождение Сына от Отца и исхождение Духа от Отца. Для нас понятно, что человек не может быть сразу в двух лицах, и здесь верна истина, что 1=1, и это всегда непоколебимо для нашего тварного опыта. Но через покаяние (глубинное изменение всей жизни и ценностей) и жизнь в Церкви (участие в церковных Таинствах) мы, хотя бы к концу жизни должны понять всей полнотой наших душ, что

Церковь – это единая природа во множестве тварных личностных ипостасей, через Причастие Св. Христовых Таин становящихся Единым Богочеловеческим Телом, Главою которого является Христос…

Вопросы:

1. Суть различия между сущностными и ипостасными свойствами?

2. Чем монотеизм христианства отличается от монотеизма философов?

3. Чем монотеизм христианства отличается от монотеизма иудеев и мусульман?

4. Какие евангельские события раскрывают истину о том, что Бог христианского Откровения – это Триединый Бог?

5. Назовите ипостасные свойства Трёх Лиц Пресвятой Троицы? Возможно ли «положительное» познание этих свойств, согласно православному богословию?

6. Как различаются православное учение о творении мира и учение греческих философов?

7. В чём суть пантеизма? Какова главная ошибка, совершаемая приверженцами этого учения?

__________________________________________________________

Основная литература:

1. Катехизис. Свт. Филарет Московский. (любое издание)

2. Проф. В.Н. Лосский, еп. Пётр ( Л'юилье ). Толкование на Символ веры. Киев, 2000 г.

3. Прот. А. Шмеман. Воскресные беседы. М., 2002 г.

4. Прот. А. Шмеман. Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию. Клин, 2001г.

5. Свт. Николай Сербский. Верую. Вера образованных людей. М., 2002 г.

cледующая

вернуться к списку лекций

 

 

 

 

Hosted by uCoz