Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

Курс лекций.
"Введение в догматическое богословие"            

автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв

 

Лекция 13

Основы сакраментального богословия:

учение о Таинствах Церкви

  План:

Введение

1. Таинство Крещения как начало церковной жизни

2. Другие Таинства Церкви

3. Таинство Евхаристии как основа жизни церковного Тела

Заключение

Введение

Мы постоянно говорим о том, что Церковь – это образ жизни православного человека. Это не место, не отдельная часть личного существования, не редкие эпизоды, связанные с освящением воды, верб, куличей, машин, домов и др. Всё православие в Церкви, и вне её уже не православие, уже не полное христианство, уже нечто иное…

С самого первого занятия мы постоянно говорим о том, что догматическое сознание может быть адекватным и правильным лишь при условии, что оно действительно является фундаментом церковного сознания и всей жизни православного человека. Личный христианский подвиг и безукоризненное понимание догматических истин всегда будут недостаточны и ущербны, если они не укоренены в таинственной (сакраментальной) жизни Церкви. И главное, что сама эта жизнь по глубине восприятия и сознания себя не сводится только лишь к некоей регулярности посещения Богослужений и внешнего участия в них, но зиждется на осознанном и личностном участии в Таинствах. И только при таком отношении к Церкви как к жизни, к жизни сакраментальной устрояется подлинное понимание цели и смысла существования православного человека. А смысл и цель жизни человека в наитеснейшем соединении с Богом, которое возможно через церковную жизнь, наипаче же в Таинстве Евхаристии. Именно в этом Таинстве (Таинстве Таинств) мы приобщаемся Богу, становимся «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). Именно причастие Божественному естеству и есть залог жизни вечной, которая не является чем-то автоматически даваемым за подвиги и труды за границей физической смерти, но есть присутствие Духа Святого в нас уже здесь (преп. Серафим Саровский), в этой земной нашей жизни,

жизни, осолённой участием в церковных Таинствах.

И вот теперь, приступая к разъяснению того, чем для нас является то или иное Таинство и какое важное место они занимают в жизни каждого православного человека и всей Церкви, необходимо сказать следующее.

В самом начале нашего курса, когда мы только делали первые шаги по освоению основ догматического богословия Православной Церкви, говорилось о том, что правильное догматическое сознание задаёт тон всей духовной жизни человека. Разрыв между личным подвигом исполнения заповедей, догматическим сознанием и церковной жизнью неизбежно приводит к расстройству духовной жизни человека, к её искажению и неадекватности тому, как о ней учит Святая Церковь. Напомню вам слова подвижника ХХ века, которые уже наверняка не раз цитировал:

« Трёх вещей я не понимаю: христианства без личного подвига, без Церкви и без правильного догматического сознания »

(книга «Подвиг Богопознания», письма к Давиду Бальфуру).

Здесь стоит сделать некоторую остановку, потому как мы уже находимся почти в самом конце движения по курсу «Катехизиса», и нам важно всё чаще и чаще делать обобщения и разъяснения внутренних связей, как между догматами, так и между догматическим сознанием и церковной жизнью человека.

1. Христианство невозможно без личного подвига. Мы знаем из Евангелия и пытаемся не только в памяти, но и во всей нашей жизни укрепиться в той истине, которая гласит: «Царствие Божие берется с усилием» (ср. Лк. 16: 16). И это внутреннее усилие, связанное с самоотречением, с несением креста скорбей и различных трудностей жизни необходимо, как мы уже говорили, не только потому, что такова жизнь, но потому что Христос открыл нам путь в Царствие Небесное Своим Страданием. И эта освящённость всякой скорби и тяготы ради Христа претерпеваемых – одна из фундаментальных истин христианского учения и жизни православного человека, без правильного понимания которой сложно постоянно не впадать в уныние, бессмысленно вопрошая: «за что?».

«Иго Христовых заповедей» – это путь преображения нашей природы. Падшая природа, порабощённая страстями и удобопреклонностью к греху, ставит нас в такие условия, что нам нельзя не быть подвижниками, потому как никто из порабощённых греху не может быть причастником Царствия Божиего, в этом Апостол Павел призывает нас не обманываться (прочтите: 1 Кор. 6: 9). И именно поэтому сама любовь как главная добродетель (1 Кор. 13) и суть христианской жизни превращается в подвиг, потому что всегда «не ищет своего».

2. Христианства нет без правильного догматического сознания. На протяжении всего курса мы говорим о том, что изучение основ нашей веры – это не праздное занятие, не интеллектуальная гимнастика и не способ развить свою эрудицию в области наук богословских. Это освоение и усвоение своей собственной жизни как жизни православного человека, стяжание более глубокого понимания своего собственного статуса в этом мире, мире, в котором размыто всякое понимание того, что есть добро, а что зло, нарушены все возможные иерархии ценностей, разлажены отношения между людьми на любом уровне существования (профессиональном, семейном и др.), царит неустойчивость, уныние, недоверие, страх и порабощённость страстям. В этом-то мире православный человек должен осознать свою «неотмирность» и не просто принять это как внешний факт, но глубоко прочувствовать и осознанно укорениться «в надежде жизни будущего века» (12-й член Символа веры). Правильное догматическое сознание – это вера, укоренённая в понимании себя. Это не бессознательные чувства и переживания чего-то Божественного; не рабское подчинение своей жизни внешним формам без понимания того, каково то содержание, которое за ними стоит; не бессмысленное пребывание на Богослужении с ожиданием награды за то, что «отстоял» и «вычитал»; не бегство от свободы в «безликую коллективность». Но это основа для

живых отношений и общения с Богом и ближними в любви.

Правильное догматическое сознание – это не правильно выученные и закреплённые в памяти догматические формулировки, но проявление адекватного догматическому учению Церкви понимания в жизни человека. В итоге правильно устроенная внутренняя жизнь человека – это и есть правильное догматическое сознание. Как подлинное общение – это не разговоры на лавочке с пересудами и щёлканьем семечек, так и правильное понимание веры – это не способность «наизусть пересказывать лекции по Катехизису». Но истинной сутью догматического сознания является живое и деятельное усвоение всех тех истин, о которых уже шла речь. И это усвоение должно неизбежно отразиться на нашем отношении ко всему – к Богу, к другим людям, к космосу, к вещам, с которыми мы встречаемся ежедневно.

3. Христианства нет без Церкви. Православный человек понимает, что рассказы о том, как у некоторых людей «Бог в душе», и что им «без церкви можно молиться Богу» – это те самые бабьи басни, которых Ап. Павел призывал отметаться Ап. Тимофея (1 Тим. 4: 7) и которые не имеют основания в православном догматическом сознании, эти рассказы не укоренены в личном подвиге людей, повествующих об этом. Для нас же молитвенное общение с Богом неразрывно связано с участием в таинственной жизни Церкви. Молитва – это не внешне-словесное призывание Бога и не только вычитывание каких-либо текстов. Она есть нечто гораздо более глубокое, более сокровенное. Особенно же молитва литургическая, устремлённая к Евхаристии. Говоря о том, что возможно общение с Богом и без Церкви, человек отметается цели своей жизни, как её понимает православие, а цель эта выражена в установительных словах Таинства Евхаристии, которые не раз повторяются в молитвах ко Причастию:

«но на щедроты Твоя дерзая, прихожду к Тебе рекшему: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем»

(5-я молитва свт. Василия Великого).

Общение с Богом для православного человека невозможно без этого осознания: молитва утверждается в Евхаристии, а Евхаристия – это реальное осуществление возможности стать «причастниками Божеского естества». Наше общение с Богом – это именно (со) единение с Ним в Таинстве Причастия и других Таинствах, а потому очевидно, что для подлинного общения с Богом необходимо участие в церковной жизни, воспринимаемое не как некий религиозный долг или внешняя обязанность, но как добровольное и осознанное, искреннее и постоянно углубляемое восприятие этой жизни всем существом нашим, ибо Церковь – это Тело Господне, а мы все его члены. И спасение наше в Церкви, а без неё оно стоит под большим знаком вопроса…

10-й член. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

1. Этот член Символа веры напоминает нам о том, что исповедание веры начинается с Крещения. Провозглашать, что оставление грехов возможно лишь в Крещении, – значит признавать, что соединение со Христом в Церкви есть единственно верный путь спасения. В древние времена Таинство Крещения обычно совершалось над взрослыми, которых до этого посвящали в христианское учение. Испрашивая Крещение, неофиты сознавали, что это означает разрыв с прежней жизнью. Теперь, исключая те страны, где Церковь находится на миссионерском положении, Крещение совершается иначе: к Таинству допускаются дети младенческого возраста, чтобы они могли соучаствовать в жизни христианской, по словам Спасителя: «Пустите детей приходить ко Мне» (Лк. 18, 16). В обоих случаях чтение этого члена Символа веры есть возобновление обетов, данных во время Крещения либо непосредственно, либо посредством крестного отца или крестной матери. За Литургией Символ веры поется или читается перед началом анафоры; именно в этот момент он своевременно напоминает собранию верующих об обетах Крещения и звучит как отголосок предостерегающих слов Апостола Павла: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11, 28).

2. Член Символа веры, относящийся к Крещению, следует сразу же за членом, говорящим о Церкви, и этот порядок логичен, ибо нет другого способа войти в основанную Христом церковную общину, как только через принятие Крещения. Итак, это Таинство есть начало всей христианской жизни, в нем человек рождается духовно и, как мы уже упоминали, с самого начала предполагает разрыв со всем, что не принадлежит Царству Божию. Здесь компромисса быть не может: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить – или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6, 24; Лк. 16, 13). Апостол Павел пишет Римлянам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 3-4; 8-11).

3. В обряде Крещения отчетливо выделяются два момента: момент разрыва – «Отрицаешися ли сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его?», и момент связи – «Сочетаваеши ли ся Христу?». В христианской древности каждая часть обряда Крещения изобиловала символами. Но некоторые аспекты этой символики выходят далеко за рамки простой аллегории. Церковь тщательно их хранит, хотя сейчас они не для всех вполне понятны. Отцы же в своих крестинных поучениях настаивали на совлечении ветхого человека, так же, как и на облачении в белую ризу, говорящую о чистоте, обретенной через принятие Таинства.

4. Известно, что в Православной Церкви, за исключением некоторых случаев, Крещение всегда совершается через погружение. В этом раскрывается все значение этого Таинства. Мы читаем в «Постановлениях Апостольских» следующую молитву на освящение воды в купели: «Освяти воду сию, дабы крещаемые распинались со Христом, умерли с Ним, погребались с Ним, и воскресли с Ним в усыновление».

5. Раскрывая значение троекратного погружения – «образа пасхального тридневия» – святой Кирилл Иерусалимский (IV в.) пишет следующие дивные строки: «Как удивительно и странно! Мы действительно не умерли, и действительно не погребены, и действительно после того, как были распяты, не воскресли. Но подражание совершается по образу, спасение же – действительно. Христос был действительно распят, и действительно положен во гроб, и действительно воскрес. И все это было соделано по любви к нам, чтобы, подражанием участвуя в Его страданиях, мы обрели бы действительное спасение». Теперь понятно, что не только по привязанности к прошлому Православная Церковь остается верной древнему способу преподавать Таинство Крещения. Она делает это в силу священной значительности обряда. Несомненно, отказ от Крещения через погружение влечет за собой исчезновение символичности, присущей этому Таинству. В Православной Церкви за Таинством Крещения всегда следует Таинство Миропомазания – то, что на Западе называется конфирмацией. Действительно, если Крещение знаменует рождение к духовной жизни, то Миропомазание подтверждает харизматическое включение в христианское собрание благодатью Духа Святого. Обычно христианское посвящение завершается участием в Таинстве Причащения. Для неофита (новообращенного) – это полное соединение с Господом и обещание новому христианину, что он станет участником грядущего пира Царствия. Тогда и завершается процесс «привитого» Крещением и Миропомазанием преображения. Таким образом, христианское посвящение соединяет три Таинства – Крещение, Миропомазание, Евхаристию, и, как мы уже видели, связь эта отнюдь не случайна. Это не практичное соединение трех служб, но полный глубокого мистического смысла процесс.

6. В Символе веры мы исповедуем «едино крещение» (unum baptisma). Это торжественное утверждение единократности Крещения. Апостол Павел ясно говорит об этом Ефесянам: «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 5-6). Так же, как мы исповедуем, что Господь наш основал только одну Церковь, исповедуем мы и то, что есть только одно Крещение, ибо Едина и нераздельна Пресвятая Троица, во имя Которой нас крестят, как повелел Спаситель (Мф. 28, 19). Поэтому Церковь не возобновляет Крещения и принимает в свое лоно, не перекрещивая, еретиков, которые были крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в соответствии с VII каноном II Вселенского Собора (381 г.). «Действительность» Крещения в данном случае обусловливается правильным совершением Таинства с точки зрения содержания и формы, с одной стороны, и принадлежностью того, кто совершал обряд Крещения, к какой-либо христианской общине, исповедающей первичный догмат о Пресвятой Троице, с другой стороны. Крещение не повторяется, если иной христианин отрекается от веры, а впоследствии просит Церковь снова принять его в свое лоно. Ибо печать Бога на каждом крещенном неизгладима: проступок сына не разрывает его связи с отцом, так же, как великое множество грехов и вся тяжесть их не упраздняют возможностей, дарованных Крещением. Всегда открыт путь покаяния, о чем и напоминает нам Господь в притче о блудном сыне.

7. Крещение – неповторимый момент в жизни человека, поскольку Таинством крещаемый оправдывается перед Богом, и не по собственным своим заслугам, а благодаря примирению и спасению, принесенным Спасителем. Проклятие, тяготевшее над человечеством после первородного греха, было снято жертвой Воплотившегося Слова. Быть крещенным – значит стать частью обновленного человечества, Глава которого Новый Адам – Христос. Но то, что обретаем мы во Христе, – это свобода в полном смысле этого слова, то есть возможность выбора. В момент христианского посвящения Божественная благодать сходит на нас, но наше дело – умножить врученные нам таланты. Если мы этого делать не будем, то на нас обрушится гнев Божий, как поучает евангельская притча. Но тому, кто исполняет Божественные заповеди, обещаны неизреченные тайны Божественного сопричастия (2 Пет. 1, 4) – это конечная цель всех «во Христа крестившихся».

Комментарий на «Толкование…» проф. Лосским 10-го члена Символа веры

Таинство Крещения – дверь в Церковь

Говоря о вере в действенность и подлинность церковных Таинств и о том, что вся наша жизнь в Церкви – это, по сути, жизнь Таинствами и через них в общении с Богом, источником всякого блага и самой нашей жизни.

Крещение – это Таинство начала церковной жизни, это её двери. Ими мы входим в жизнь Церкви и получаем возможность стать со Христом едиными в Его Теле (Церкви).

1. Мы исповедуем « едино крещение во оставление грехов » . «Едино» значит одно. Эта истина имеет очень глубокое значение для понимания того, чем является Крещение для каждого из нас. Это происходит однажды. Однажды жизнь человека меняется. Таинство Покаяния (о котором речь пойдёт ниже) появляется позже в практике церковной жизни. А сначала есть именно Крещение. Крещение – это и есть покаяние (метанойя, изменение ума). Это изменение жизни. Крещение не подобно тому, чем наполнена повседневная жизнь. Это нечто изменяющее внутреннюю суть жизни, изменяющее раз и навсегда. Человек как-то существовал без Бога или как-то смирялся с тем, что возможно Бог есть. А теперь, крестившись, он уже верит, и эта вера задаёт совершенно иной ритм и тон всей его жизни, потому что он стал участником жизни евхаристической общины – Церкви, Тела Того, Кто сказал Никодиму:

«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»

(Ин. 3: 3).

Проф. Лосский говорит о том, что исповедание веры начинается с Крещения. В первый раз человек осмысленно (если он крестился во взрослом состоянии) исповедует веру (во время чтения Символа веры) именно в Таинстве Крещения. Важным является именно осознание принимаемой веры, её разумное усвоение и восприятие всеми силами и способностями души. Человек, принимая Крещение, принимает и всё Домостроительство спасения Божия. И это принятие накладывает на него немалую ответственность. Крещением человек входит в Церковь и значит, верует, что Церковь есть та реальность, через которую и благодаря которой возможно преодолеть грех, воинствующий в человеческой природе, и усвоиться Богу.

2. Таинство Крещения – это Таинство духовного рождения или начала новой жизни. Мы слышим, как в богослужебных текстах Христа называют Начальником жизни. Начальник – это тот, кто стоит у истоков чего-либо, в начале то есть. И вот, Христос, обновив наше естество, даровал нам новую жизнь – жизнь, в которой нет места греху и смерти, жизнь, которую не могут одолеть адовы врата. И вот, в Крещении мы, прежде усвоения жизни новой, жизни по заповедям Христовым в теснейшем соединении с Богом посредством церковных Таинств, должны умереть для жизни старой. Господь говорит в Евангелии:

«И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое»

(Лк. 5: 37-38).

Человеку, приходящему к Крещению необходимо твёрдое понимание того, что начинается именно новая жизнь, не имеющая почти ничего общего (по внутреннему своему содержанию) с жизнью прошлой. Крещение – это разрыв, как говорит проф. Лосский. Это удаление от всех прежних ценностей, привычек, пристрастий и греховных наклонностей. Это начало узкого пути в Царствие Небесное, врата которого уже открыты в Церкви Христовой…

3. В Крещении наличествуют два аспекта – негативный и позитивный. Негативный аспект выражен в вопрошании об отрицании сатаны, а положительный – о сочетании Христу. И это наиважнейшие моменты в жизни каждого человека – обратиться от существования в грехе к жизни в Боге. В чине пострижения волос новокрещёный обещает Богу и Церкви хранить крещальные обеты и устав Церкви, жить по заповедям Божиим и нести свой крест на протяжении всей земной жизни с твёрдой верой и упованием на Бога.

4. Следующее за Таинством Крещения Таинство Миропомазания в современной практике происходит сразу же. Смысл и содержание этого Таинства есть мистическое дарование дара Св. Духа новокрещёному для полноценного участия в жизни церковной.

Третьим Таинством, следующим за Миропомазанием, является Таинство Евхаристии. Евхаристия – это уже совершеннейшее соединение с Богом в причастии Святых Христовых Таин. Проф. Лосский обращает наше внимание на то, что соединение трёх этих Таинств означает не только некий обычай или нечто практически необходимое, но глубокий процесс внутреннего становления личности в приобщении к церковной жизни, постепенное преображение и погружение в сакраментальную жизнь Церкви.

5-й и 6-й абзацы для самостоятельного чтения.

* * *

Говоря о том, что жизнь Церкви таинственна, мы имеем в виду не только мистический элемент церковной жизни, но прежде всего сам факт того, что в Таинствах Церковь в наибольшей мере есть то, что она есть. Таинства – это центр жизни Церкви, её сердцебиение.

Исповедуя веру в единое Крещение, мы исповедуем также и веру во все остальные Таинства Церкви. Их семь:

1. Таинство Крещения

2. Таинство Миропомазания

3. Таинство Евхаристии

4. Таинство Покаяния (или Исповеди)

5. Таинство Елеосвящения (или Соборования)

6. Таинство Брака (или Венчания)

7. Таинство Священства.

В Таинстве Покаяния человек вновь воссоединяется с Церковью после отпадения от неё через делание греха. Исповедь – это не перечисление грехов, не отчёт о содеянных проступках и разнообразных противоречиях, терзающих душу. Исповедь – это стремление начать иначе мыслить, иначе действовать и жить. Начав с раскаяния о содеянном, необходимо продолжить в стяжании решимости быть иным человеком, измениться в направлении к усвоению евангельского образа мыслей и жизни по заповедям Христовым, в устремлении к Нему как к центру своей жизни, совлекаясь греховного себялюбия и эгоцентризма. Исповедь – это не просто возможность получить прощение грехов, но возможность изменяться, отвращаясь от греховного помещения себя в центр своей жизни и обращаясь к евхаристическому христоцентризму церковной жизни (то есть к тому, чтобы Сам Христос был центром нашей жизни, и всё в ней было устремлено к соединению с Ним в Таинстве Евхаристии). Неадекватным и искажающим церковное бытие является восприятие исповеди, как некоей прелюдии перед Евхаристией (Причастием). В то же время магическое понимание исповеди, как некоего автоматического избавления и «очищения» от грехов, без внутренней работы над собой, без воспитания чуткости и трезвения по отношению даже к малым проступкам – является также неверным. Так же Таинство Соборования, в котором Господь безвозмездно подаёт врачующую благодать, не может быть понято как некая магическая процедура. Всякое Таинство действенно и действительно при наличии твердой и искренней веры и христианского образа жизни.

Всякое Таинство – это личное откровение Бога человеку, приступающему к нему. Таинство – это общение. И как общение может быть искренним и личным, а может быть сухим и формальным, так и участие в Таинствах может быть полноценным и живым, а может быть лишь формальной процедурой и не более того. Личная свобода и творческая активность человека играют важную роль во всей христианской жизни, в том числе и в участии в церковных Таинствах.

* * *

Таинство Евхаристии

Евхаристия (или Причастие) является наиглавнейшим Таинством Церкви, потому как Церковь есть Тело Христово, и именно в этом Таинстве все мы переживаем свою церковность наибольшим образом.

Поэтому нам необходимо более подробно остановиться на рассмотрении этого Таинства, чтобы глубже и яснее понять суть нашей церковности и того, что мы называем церковным сознанием.

На основе текста «Догматическое богословие» иерея Олега Давыденкова , ч. 3:

1. Установление Таинства Евхаристии . Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери (Мф. 26: 26-28, Лк. 22: 19-20). Как предустановление этого Таинства рассматривается Беседа о Хлебе Небесном (Ин. 6-я глава). В этой беседе Господь открыто говорит о Себе как о Хлебе Жизни, сшедшем с небес.

2. Образ преложения Святых Даров . Евхаристия – это Таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинные Тело и Кровь Христовы, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом в жизнь вечную.

3. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Св. Дарах.

Господь Иисус Христос пребывает в Святых Тайнах всем Своим Богочеловеческим существом, то есть Божественным и человеческим существом. В каждой даже самой маленькой частице Тела и Крови Христовых Он присутствует полностью. Это таинственное пребывание Иисуса Христа в Св. Тайнах не поддаётся человеческому пониманию, но «со страхом и верою» принимается как истина церковной жизни. А следовательно, причащаясь, человек принимает в себя Самого Христа, сказавшего:

«Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем».

4. Евхаристия как Жертва.

а) Евхаристия есть Жертва благодарения. В Евхаристии прославляется Бог, сотворивший всё, пекущийся обо всём Своим Божественным Промыслом, Его Домостроительство спасения рода человеческого.

б) Евхаристия есть Жертва умилостивительная (то есть возвещающая милость Божию к людям). Она приносится и всегда приносилась во оставление грехов, как живущих, так и умерших христиан. В Евхаристии, причащаясь, мы примиряемся с Богом, и это примирение в соединении с Ним посредством этого Таинства.

в) Евхаристия – Жертва, соединяющая всех верных в единое Тело во Христе – всех живых, усопших и святых (наиболее ярко эта сторона Евхаристии раскрывается в проскомидии).

г) Евхаристия есть Жертва просительная, приносимая «о всех и за вся» – о всех, требующих Божественной помощи.

5. О спасительных плодах причащения Святых Таин.

О необходимости причащения сказано в (Ин. 6: 53-54).

В Причастии верующий теснейшим образом соединяется с Господом, возрастает в духовной жизни и обретает истинную жизнь, получает залог будущего воскресения и жизни вечной. Но всё это возможно при наличии твёрдой веры в Бога и жизни в согласии с Евангелием.

* * *

Церковь, как мы знаем теперь, это истинная жизнь, и раскрывается она во внутренней жизни каждой личности через участие в Таинствах. Церковный человек только через регулярное и не формальное участие в Таинствах переживает свою церковность, свою причастность к Единому Богочеловеческому организму Церкви. Церковью необходимо всем нам учиться жить и понимать свою жизнь всегда на основе церковного и правильного догматического сознания.

Вопросы:

1. В чём суть выражения «таинственная жизнь Церкви»?

2. Почему невозможно быть христианином без принятия Таинства Крещения?

3. Негативный и позитивный аспекты Таинства Крещения? Почему невозможен компромисс между старой и новой жизнью?

4. Как связаны между собой личный подвиг, догматическое сознание и церковность в принятии Таинства Крещения?

5. В чём догматическая суть Таинства Миропомазания?

6. В каких смыслах Евхаристия понимается как Жертва?

__________

Основная литература:

1. Катехизис. Свт. Филарет Московский. (любое издание)

2. Проф. В.Н. Лосский, еп. Пётр ( Л'юилье ). Толкование на Символ веры. Киев, 2000 г.

3. Прот. А. Шмеман. Воскресные беседы. М., 2002 г.

4. Прот. А. Шмеман. Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию. Клин, 2001г.

5. Свт. Николай Сербский. Верую. Вера образованных людей. М., 2002 г.

cледующая

вернуться к списку лекций

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz