Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

Курс лекций.
"Введение в догматическое богословие"            

автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв

 

Лекция 11

Пневматологический догмат (о Святом Духе).

Учение о Домостроительстве Святого Духа

 

План:

Введение: восстановление памяти или вновь о Троичном догмате

1. Связь между Домостроительством Сына Божия и Домостроительством Святого Духа

2. Комментарий на текст проф. Лосского

3. О связи 8, 9 и 10 членов Символа веры

Введение

Мы подходим к той теме православного вероучения, которая должна помочь нам понять наш статус « церковных людей », наше истинное положение в мире и глубину тех отношений с Богом, которые нам открыты и дарованы во Христе. Это темы, заключённые в 8, 9 и 10 членах Символа веры и, на мой взгляд, невозможно рассмотрение этих вопросов как неких элементов, из которых потом можно собрать целое. Это нечто единое и целостное, и я надеюсь, что и вы проникнетесь этим.

Прежде, чем начать лекцию о пневматологическом догмате ( пневматология – православное учение о Святом Духе), необходимо вспомнить ту тему, которая уже наверняка во многом стёрлась из вашей памяти по причине большого объёма информации, рассматриваемой на курсе «Катехизис».

Речь идёт о Троичном догмате, рассмотрению которого были посвящены 4-я и в некоторой степени 5-я лекции. Их, конечно же, необходимо вновь перечитать, потому как 8-й член Символа веры раскрывает нам одновременно как внутритроичные отношения («предвечное исхождение Святого Духа от Отца»), так и участие Святого Духа в Домостроительстве спасения человечества («Господа, Животворящаго… глаголавшаго пророки»). То есть одновременно заключает в себе и тему равночестности Божественного достоинства Ипостаси Святого Духа, защиты полноты Его Божества (против ереси Македония, учившего о том, что Св. Дух – тварь и не обладает Божественной полнотой, зри 4-ю лек.), а также и тему отношения и связи Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы с творением и искуплением.

Христианское вероучение исповедует веру в Триединого Бога – «Отца, Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную» (песнопение Божественной Литургии). Тринитарные споры (споры о единосущии Трёх Лиц Пресвятой Троицы), имевшие место быть в 4 веке, нашли своё выражение в догматических формулировках I и II Вселенских Соборов (325 и 381 гг.). Вера в Бога-Троицу – основа нашей веры, наряду с верой в Боговоплощение и все события Домостроительства спасения, осуществлённые Господом Иисусом Христом ( далее зрите указанные лекции о Троичном догмате ).

1.Эпиграф к пониманию связи Домостроительства Сына Божия и Домостроительства Святого Духа

Во введении к 7-й лекции говорилось: В спасении участвуют все Лица Пресвятой Троицы – Отец, Сын и Св. Дух. Но, как мы уже говорили, каждая из Ипостасей по отношению к тварному миру действует определённым образом, согласно догматической формуле:

Отец через Сына в Духе Святом.

И как внутри Троичного бытия каждое Лицо имеет отличие от другого в принадлежащем только Ему ипостасном свойстве, так и по отношению к тварному миру, созданному Триединым Богом, каждое Лицо имеет различие в образе действования. Второй (Сыну) и Третьей (Св. Духу) Ипостасям Пресвятой Троицы принадлежит особая миссия в устроении спасения людей. Поэтому догматическое богословие, вырастая из Откровения Божия, принимает следующие выражения, как-то:

1. Домостроительство Сына

2. Домостроительство Св. Духа

Начиная с 7-й лекции и по 10-ю включительно, мы рассматривали круг тем, имеющих отношение к христологическому догмату (догмату, раскрывающему нам тему восприятия Второй Ипостасью Пресвятой Троицы человеческого естества и совершенного Домостроительства спасения). В православном богословии, как мы уже говорили, это называется «Домостроительством спасения Сына Божия». Вышеназванные лекции были посвящены достаточно подробному анализу догматического учения, раскрывающего нам православное понимание того, как Господь Иисус Христос совершил дело нашего спасения, посредством Боговоплощения и всего того, что последовало за этим.

Говоря о Вознесении Христовом, мы частично затронули тему Пятидесятницы как хронологически следующего за Вознесением события. Мы также упомянули о существовании глубокой внутренней связи между Вознесением Господним и сошествием Святого Духа (об этом в Прощальной беседе Иисуса Христа с учениками: Ин. 16: 7, и ещё 14 и 15 главы).

В следующей лекции, посвященной экклезиологическому догмату ( экклезиология – учение о Церкви), мы будем говорить о таких вещах, как христологический и пневматологический аспекты бытия Церкви. Сейчас же, говоря о Самом Святом Духе и о том, что Его Домостроительство «органически» связано с Домостроительством Сына Божия, нам важно понять, какова эта связь. А ещё глубже – важно понять, что Домостроительство спасения – это дело Пресвятой Троицы, а не отдельных Её Лиц. Для адекватного и полного понимания нужно постоянно держать в уме ряд триадологических истин:

1. Все Три Лица обладают единой природой, то есть единосущны друг другу.

2. В Троице единая Божественная воля и единое действие, потому как и воля и действие являются атрибутами природы, а не каждого Лица в отдельности (что устанавливало бы разделение, вводя «троебожие», и нарушало бы сущностное единство, то есть «единосущие» Трёх Лиц).

3. В Троице нет иных различий, кроме ипостасных свойств:

Отец – нерожден;

Сын – рожден от Отца;

Святой Дух – исходящ от Отца.

Эти ипостасные свойства непознаваемы, но, тем не менее, сам факт того, что они есть и являют некое неразличимое различие внутри Троицы, говорит о том, что каждое Лицо Триединого Бога уникально и не сливается с другими.

4. В отношении к тварному миру (точнее, в действовании Бога по отношению к нему) различие заключается только в образе действования.

Отец выступает как Причина первичная;

Сын – как Причина деятельная;

Святой Дух - как Причина совершительная.

Но, несмотря на различие в образе действования, воля и действие Божии являются частью Божественной природы. Догматическая формула, раскрывающая образ действования:

Отец через Сына в Духе Святом.

Из этого ясно видно, что действие единое, совершаемое Триединым Богом, но его Источником является Бог-Отец, а осуществление и завершение действования принадлежат Второй и Третьей Ипостасям Св. Троицы – Сыну и Святому Духу.

* * *

Проф. В.Н. Лосский пишет о связи Домостроительств Сына Божия и Святого Духа:

«Дело, совершенное Христом, относится к нашей природе , которая не отделена от Бога грехом (речь идёт о человеческой природе во Христе – А.С.). Новая природа, обновлённая тварь появляется в мире, новое тело, чистое от всякого касания греха, свободное от всякой внешней необходимости, отделённое от нашего беззакония, от всякой чуждой воли драгоценной Кровью Христовой. Это тело – Церковь, чистая и непорочная среда, в которой мы достигаем единения с Богом; это также и наша природа, как внедрённая в Церковь, как часть Тела Христова, в Которое мы входим Крещением.

Но если по своей природе мы – члены, части человечества Христова, то наши личности ещё не дошли до соединения с Божеством. Искупление, очищение природы (в целом – А.С.) не даёт ещё всех необходимых условий для обожения. Церковь уже является Телом Христовым, но она ещё не есть «полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1: 23). Дело Христа закончено, теперь должно совершиться дело Святого Духа» («Мистическое богословие», гл. 7).

Таким образом, проясняя мысль В.Н. Лосского, можно сказать, что дело Христа имеет отношение ко всей нашей природе в целом – Спаситель искупил «весь человеческий род», Он истинный Начальник (то есть Тот, Кто стоит в начале) нашей жизни, в Нём корень «обновлённого человечества», нашего спасения и соединения с Богом (обожения). Но каждому человеку в его конкретном существовании ещё предстоит путь приобщения к Богу, путь совершенствования в духовной жизни в добровольном стремлении к полному соединению с Богом. И вот, на этом пути, начинающемся Крещением (введением в церковную жизнь), и во всей дальнейшей жизни в Церкви человек усовершается (преуспевает в духовной жизни) Святым Духом. Именно об этом идёт речь в Беседе преп. Серафима Саровского с Мотовиловым. То, что преп. Серафим называет «стяжанием Святого Духа» и есть осуществление Домостроительства спасения Святого Духа, обращённого к каждой человеческой ипостаси.

На данный момент нам важно понять и зафиксировать в памяти это существенное различие:

1 . Домостроительство Сына Божия имеет отношение

ко всей человеческой природе в целом.

2 . Домостроительство Святого Духа имеет отношение

к каждой человеческой личности, к каждой тварной ипостаси.

Сын Божий Своим восприятием человеческой природы освобождает нас от «работы вражия» и смерти, исцеляет человеческую природу и открывает нам путь в Царствие Небесное и возможность «стать причастниками Божественного естества», но актуализация (совершение) этой возможности происходит при содействии Святого Духа. То есть во Христе открывается сама возможность соединения с Богом, а в Святом Духе эта возможность на уровне личной жизни каждого человека осуществляется. Но здесь важно всегда помнить о том, что это различие в миссии Сына и Святого Духа не является разделением их. Преп. Симеон Новый Богослов пишет: «Мы говорим, что посылается и даётся Дух Святой не в том смысле, якобы Сам Он не хотел того, но в том, что Дух Святой чрез Сына, одно из Лиц Святой Троицы, совершает, как собственное Свое хотение (курсив мой – А.С.), то, что благоугодно Отцу. Ибо Троица Святая нераздельна по естеству, существу и хотению ». Это стоит того, чтобы вновь остановиться на тщательном разъяснении. Центральный вопрос, который тревожит наш ум и оставляет в нас некое недоумение – это единство природы, реализующееся в единстве воли и действования. Этот вопрос возникал при рассмотрении антропологического догмата, особенно же большое недоумение вызывал он при рассмотрении догмата христологического в отношении того, что в человеческой природе Христа нет места свободному выбору.

Для нас (уже живущих церковной жизнью и не понаслышке знающих о пользе и необходимости послушания в Церкви) кажется очевидным всякое проявление свободного выбора у двух людей – это их разногласие. Но мы, знающие о том, что христианская любовь (как суть христианской жизни) «не ищет своего» (1 Кор. 13), продолжаем мыслить в рамках того, что подвижники благочестия называли «плотским мудрованием». Своя воля как своеволие – это одна из основных страстей, отчуждающих человека от Бога и от жизни в Боге. Своя воля в самоотречении и послушании – путь приобретения рая. Эти две перспективы были уже не раз нами рассмотрены, и у нас должно уже быть некое достаточно ясное понимание того, что единство природы, которое утратили первые люди в грехопадении – было утрачено ими именно в результате неудачного выбора – быть самими по себе. И посейчас мы, живя церковной жизнью, продолжаем оставаться в рамках падшего мышления, в котором – «расколотая» на множество эгоистически мыслящих индивидов человеческая природа, и не понимаем того, что только в самоотречении и послушании приобретается истинная жизнь в единстве с Богом и ближними.

Св. Симеон Новый Богослов говорит о том, что «посылается и даётся Дух Святой не в том смысле, якобы Сам Он не хотел того, но в том, что Дух Святой чрез Сына, одно из Лиц Святой Троицы, совершает, как собственное Свое хотение, то, что благоугодно Отцу».

Вновь маленькое отступление. Единство природы – это не просто какая-то пустая идея, необходимая для утверждения догмата. В православии нет ничего пустого и бессмысленного. Единство природной воли было неотъемлемой частью жизни первых людей. Только в обоюдном «да» возможна полнота бытия. Если один говорит «да», а другой соглашается только из вежливости или искренне хочет действовать как-то иначе (что является нормой современной жизни), то ни о каком «будете два во едину плоть» (чин венчания) не может быть и речи. Святая Троица «Единосущная и Нераздельная» – это Бытие, которое есть Любовь. А в любви всегда есть только «да» любимому (конечно же, в рамках «падшего существования» от нас эта совершеннейшая любовь укрыта, но мы имеем возможность обрести её в Церкви, см. след. лекцию). Свобода согласия – это подлинная свобода, основанная на любви…

Проф. Лосский пишет:

«Неразрывно связанные в Своём общем деле на земле, Сын и Дух Святой по Своему ипостасному бытию остаются тем не менее в самом этом деле независящими друг от друга Лицами. Поэтому личное пришествие Святого Духа не имеет характера подчинённости или какой-то зависимости от дел Сына. Пятидесятница не «продолжение» воплощения; она – его последствие; тварь стала способной к восприятию Святого Духа, и Он сходит в мир и наполняет Своим присутствием Церковь, искуплённую, омытую и очищенную Кровью Христовой…» («Мистическое богословие», гл. 8). Дальнейшее в лекции о Церкви.

* * *

Фрагмент из текста проф. В.Н. Лосского

8-й член. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

1. Провозгласив свою веру в Личность и дело Спасителя нашего Иисуса Христа, далее Церковь выражает свою веру в Третье Лицо Пресвятой Троицы. Отцы I Вселенского Собора только упомянули о веровании Церкви в существование Святого Духа. Это объясняется тем, что они, прежде всего, обращали свое внимание на учение о Божественности Слова, на тот пункт, где сталкивалось кафолическое Православие с арианством. Однако споры, продолжавшиеся в течение всего IV века, не могли не затронуть пневматологии, потому что не одни только ариане отрицали Божественность Святого Духа, но также и христиане, которые, отвергая доктрину Ария, относящуюся к Слову, не принимали Божественности и единосущности Духа. Поэтому отцам той эпохи надлежало защитить православное учение о Третьем Лице Пресвятой Троицы, а следовательно, и о внутритроичных отношениях. Второй Вселенский Собор, созванный в 381 году в Константинополе, снова осудил учение Ария во всех его видах и особо заклеймил ересь Македония, отрицавшего Божественность Святого Духа. Отцы Церкви ясно и твердо провозгласили тогда совершенную полноту Божества Святого Духа, однако, чтобы не отпугнуть некоторых консерваторов, противившихся всякой новой формулировке, даже если она совершенно выражала веру Церкви, они не включили в Символ веры термины «Бог» и «Единосущный» как относящееся к Святому Духу. Эта осторожность принесла свои плоды, и, фактически, ересь «пневматомахов» (то есть восстающих против Духа) была сокрушена, а троичная терминология, выражающая верование Церкви, окончательно зафиксирована.

2. Христианское вероисповедание Святого Духа как отдельного Лица Пресвятой Троицы зиждется на новозаветном Откровении, и прежде всего на словах нашего Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

3. Ветхий Завет, несомненно, знал Духа Божия как действующую Силу, и в пророческих видениях излиянием этого Духа определяется конец времён (Ис. 44, 3; Иоиль 11, 28). Но только в Новом Завете Слово и Дух познаются как Лица.

4. Никоим образом не отказываясь от строгого монотеизма Синайского откровения и утверждая принцип численного единства Божественного Существа, христианское учение исповедует монотеизм не единоличный, а троичный. Об этой Божественной тайне хорошо сказано у святого Григория Богослова: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такою ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом... Надлежало же, чтобы Троичный Свет озарял просветленных постепенными прибавлениями, как говорит Давид, – восхождениями (Пс. 38, 6), поступлениями от славы в славу и преуспеяниями... У Спасителя и после того, как многое проповедал Он ученикам, было еще нечто, чего, как Сам Он говорил, ученики не могли тогда вместить (Ин. 16, 12). И еще Спаситель говорил, что будем всему научены снисшедшим Духом (Ин. 16, 13). Сюда-то отношу я самое Божество Духа» (Слово 31).

5. В Пресвятой Троице источник Божества – Отец, дающий Сыну Свою сущность рождением и Святому Духу – исхождением. Поэтому, сообразно с учением Самого Спасителя (Ин. 15, 26), Символ веры утверждает, что Святой Дух исходит от Отца. Различный модус существования Сына и Духа предполагает различие Ипостасей; Церковь настаивает на этом утверждении, но в то же время святые отцы признают, что ум человека не может понять, в чем состоит это различие. Святой Григорий Богослов пишет: «Посему что же есть исхождение? Объясни ты мне нерожденность Отца: тогда и я отважусь естествословить о рождении Сына и об исхождении Духа; тогда, проникнув в тайны Божии, оба мы придем в изумление» (Слово 31).

6. Святой Иоанн Дамаскин кратко говорит, что никакое умственное усилие не может раскрыть нам того, «как» был рожден Сын, и как исходит Святой Дух (О православной вере, 1, 8). На Западе, однако, наоборот, схоластическое богословие пыталось объяснить рождение и исхождение, отправляясь от психологических аналогий. Правда, блаженный Августин, епископ Иппона, хотя и пользовался этим методом, но всегда видел в нем только сравнение, которое помогало человеческому уму приблизиться к Троической тайне, и отнюдь не считал его рациональным объяснением Божественных внутритроичных отношений. Вот что он пишет: «Что же до разницы между рождением и исхождением – я не знаю, и не могу, и не в состоянии постичь» (Исповедь, 11, 4).

7. Православная Церковь считает формулу «от Отца исходящего» полным и достаточным выражением своей веры. В противовес еретикам, утверждавшим, что Дух тварен, защитники Православия подчеркивали, что Дух исходит непосредственно от Отца; именно это провозглашает святой Григорий Богослов: «Святой Дух, поскольку исходит от Отца, не тварь» (Слово 31).

8. На Западе, начиная с V века, тринитарное богословие приняло другое направление: чтобы в борьбе с арианами отстоять Божественность Сына и подчеркнуть связь между Святым Духом и Сыном, стали утверждать, сначала от случая к случаю, а затем систематически, что Дух Святой исходит от Отца и Сына (Filioque). С дальнейшим развитием этой концепции сначала в Испании, а потом в Галлии и Германии не побоялись изменить Вселенский Символ веры и включить в него термин «филиокве». Рим не одобрил этого прибавления. Но в начале XI века, когда папство целиком стало зависеть от германских императоров, новшество это было принято в «Кредо» и в самом Риме. Акт этот подлежит двойному осуждению: во-первых, потому, что добавление выражало учение, не обоснованное Откровением, и во-вторых, потому, что текст «Кредо» был изменен односторонне, одной только Западной Церковью, которая тем самым нарушила кафолическое начало соборности. Если Дух Святой исходит от одного Отца, это не значит, что Он чужд Сыну; так святой Иоанн Дамаскин пишет: «...мы также говорим, что Дух Святой исходит от Отца, и называем Его «Дух Отца», мы не говорим, что Он исходит от Сына, но что Он – Дух Сына» (О православной вере, 1, 8). В прекрасном Символе веры святого Григория Неокесарийского (III в.), на который мы уже ссылались в связи с его учением о Слове, мы читаем: «И один Дух Святой, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся, то есть человеком; образ Сына совершенного совершенный, жизнь, вина живущих, источник святой, святость, податель освящения, в котором является Бог Отец, Иже над всеми и во всех, и Бог Сын, Иже через всех». Итак, если в порядке онтологическом и предвечном Дух исходит от Отца, то в аспекте мессианском Он явлен Сыном: «Мы исповедуем, – пишет святой Иоанн Дамаскин, – что Он (то есть Святой Дух) нам дан и явлен через Сына» (О православной вере, 1, 8).

9. Святой Дух есть источник всякого освящения. Перед Своими Страстями Спаситель говорит о пришествии Духа, и это обещание исполняется в день Пятидесятницы. Жизнь Церкви есть не что иное, как это событие, увековеченное в Таинствах. Присутствие Духа Святого коренным образом отличает Церковь от всякого другого общества и сообщает ей ясную уверенность в трудные времена.

10. Святой Дух – действующая сила, освящающая каждого христианина. Принимая благодать Духа Святого, можем мы взывать к Богу – «Авва Отче» (Рим. 8, 15; Гал. 4, 6). Поэтому Апостол Павел и называет Духа Святого «Духом усыновления»: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8, 16).

11. Мы исповедуем в Символе веры Духа Животворящего, потому что сообщаемая Им благодать соделывает нас действительными «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1, 4). Это не должно быть истолковано в пантеистическом смысле, но не следует также лишать Писание его истинного значения и принимать это выражение за метафору. Православная Церковь, охраняя учение о Божественной трансцендентности и одновременно утверждая возможность обожения тварного человека, неукоснительно учит различать непостижимую Сущность Бога и доступные человеку Божественные энергии. Обоживающая нас благодать уже в мире сем озаряет тех, кто аскезой отрывает себя от суеты. Эта же благодать по Втором Пришествии преобразит весь космос, явит победу Христа и соединит в свете и любви создание с Создателем.

  ______________________________________

1. На самостоятельное прочтение и усвоение (фактически повторение тех вещей, о которых шла речь в 4-й лекции).

2. Декларируется необходимость понимания того, что Святой Дух – это реальная самостоятельная Божественная Личность, «единосущная» Отцу и Сыну, а не некая служебная сила или какая-то безликая энергия, благодаря которой у людей есть возможность чувствовать «что-то Божественное». Но важно понимать, что та самостоятельность, которую мы знаем в рамках падшей человеческой природы, не имеет никакого отношения к личностной свободе, присущей Лицам Святой Троицы.

3. В Ветхом Завете (в пророческих книгах особенно, и в Псалтири) можно обрести много цитат, говорящих о Святом Духе, но там отсутствует личностное понимание Второй и Третьей Ипостасей Св. Троицы. Строгий иудейский монотеизм, конечно же, не позволял этого. Святой Дух понимался как «действующая сила Божия», но не как Личность. В Новозаветном Откровении мы получаем ведение того, что и Сын и Святой Дух – это Лица Триединого Бога, наравне с Отцом обладающие полнотой Божественной природы. И потому всякое деперсонализованное (отрицающее личностность) понимание Св. Духа как «силы» или «некоей безликой энергии» не является православным. Приобщение к Божественной природе, к жизни Бога – это всегда приобщение личное («лицом к лицу»), основанное на живом общении с Богом. Всякий мистицизм, построенный на желании усвоить себе какие-то энергии – это ложный мистицизм, и всякое понимание духовности как чувствования «чего-то Божественного» – это неправославная духовность.

4. Главная мысль, которая заключена во фрагменте «Слова 31» свт. Григория Богослова, выступает как постепенность Откровения Божия. Подчёркивается, что Ветхий Завет – Откровение об истинном Боге, но Откровение не полное. В нём нет ясного понимания Триединого Бога. В Евангельской речи Спасителя уже содержится полнота Откровения о Боге, но, тем не менее, Сам Спаситель говорит о том, что ещё есть нечто, чему ученики будут научены Святым Духом:

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин. 14: 26).

И далее:

«Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит и будущее возвестит вам» (Ин. 16: 12-13).

Таким образом, яснеется, что человек по мере своего духовного преуспеяния приобщается истине и пониманию Бога.

5. Таинственна жизнь Пресвятой Троицы, но знание о Боге мы черпаем из самого Откровения Божия, а не строим догматическое здание на песке. О том, что Св. Дух исходит от Отца, говорит Сам Спаситель (Ин. 15: 26). Отец есть источник и начало предвечного рождения Сына и исхождения Св. Духа. Рождение и исхождение – это таинственные вещи, но это различие (то, что Лосский называет «различный модус существования») задаёт и различие в Ипостасях. Поэтому мы и говорим о том, что единственное различие в Боге – это ипостасные свойства Трёх Лиц.

6. Показывается невозможность постижения внутритроичных отношений. Церковь отстаивает невозможность познания Божественной сущности, но в то же время, с такой же ревностью ратует за возможность познания и приобщения жизни в Боге посредством причастия нетварной Божественной благодати.

7. Исхождение от Отца и есть свидетельство единосущия Святого Духа Отцу и подтверждение Его нетварности. Ибо как рождение Сына, так и исхождение Св. Духа есть образ сообщения полноты Божественной сущности Отцом Сыну и Святому Духу.

8. Католическая прибавка («Филиокве» – «и от Сына») к Символу веры (по латыни «Кредо») в отношении догмата о Святом Духе действительно искажает учение Православной Церкви и не имеет основания в Св. Писании, тогда как «исхождение Св. Духа от Отца» подтверждено Самим Спасителем (Ин. 15: 26).

Разъяснение последнего предложения абзаца:

1. «в порядке онтологическом и предвечном Дух исходит от Отца» . «Исхождение» – это ипостасное свойство Св. Духа. Это то, что характеризует бытие Св. Духа независимо от творения. Это то, что касается внутритроичных отношений.

2. «в аспекте мессианском Он (Святой Дух) явлен Сыном» . В мессианском, то есть в том аспекте, который касается Домостроительства спасения. И здесь Св. Дух действительно приходит «через Сына». Пятидесятница наступает после Вознесения, то есть после завершения того, что сделал «нас ради человек и нашего ради спасения» Сын Божий. И после этого в мир приходит Св. Дух, и потому именно в мессианском аспекте (и только в нём) возможно говорить о том, что Святой Дух приходит через Сына.

9. В песнопениях Церкви поется:

Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается;

светлеется Троическим единством священнотайне…

Жизнь Церкви таинственна, и в причастности к ней таинственна и жизнь каждого её члена, каждой тварной человеческой ипостаси. Человек живится Св. Духом, Им просвещается и освящается, Им приобретает чистоту душевную и телесную. Им обретает помощь в делании заповедей.

А потому Церковь есть именно таинственная жизнь, а не просто регулярно собирающиеся люди для того, чтобы поставить свечки и помолиться.

10. Цель христианской жизни, по преп. Серафиму Саровскому – «стяжание Св. Духа». Перед всяким делом мы читаем молитву «Царю Небесный», в которой просим Его прийти и поселиться в нас. Это не метафора – это реальность христианской жизни, и мы к ней приобщаемся участием в церковных Таинствах. И эта реальность присутствия Св. Духа в людях свидетельствует об истинной причастности нас Богу во Христе и глубочайшей истинности начальных слов молитвы Господней:

Отче наш…

Это действительное усыновление Богу-Отцу в Таинствах Церкви есть внутреннее свидетельство душе каждого православного человека в том, что Бог – подлинно любящий Отец, а не запредельная Первопричина или беспощадный Судия.

11. Главные мысли этого абзаца в том, что соединение человека с Богом нельзя понимать пантеистически (то есть так, как того желали монофизиты или докеты). Мы соединяемся с Богом, но это не слияние природ (как не было этого слияния во Христе), но приобщение жизни в Боге с сохранением полноты человеческой природы и личности.

« Обоживающая нас благодать уже в мире сем озаряет тех, кто аскезой отрывает себя от суеты». Очень сильное выражение. Показывает, что, погрязая в суете, человек отчуждает себя от жизни в Боге. А слово «озарение» – означает реальную действительность созерцания нетварного Божественного Света монахами-исихастами (по учению свт. Григория Паламы).

* * *

Слова « глаголавшаго пророки » (то есть «говорившего через пророков») надо понимать так, что Св. Дух вдохновлял пророков и всех тех, кто защищал или исповедовал истину христианской веры. Человек не становился медиумом, впадающим в некое бессознательное состояние, но при содействии Божественной благодати, подаваемой Святым Духом, укреплялся и вразумлялся. К этому приуготовлял Своих учеников Сам Спаситель:

«Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12: 11-12).

Именно поэтому книги Священного Писания называются богодухновенными, потому как написаны Божьими человеками по наитию Святого Духа. А также многие устные речи, которые приводятся в Св. Писании, являются свидетельством того, что люди говорили не от себя, а при содействии Духа Святого.

Домостроительство спасения Святого Духа целиком и полностью связано с жизнью Церкви. А жизнь Церкви есть ничто иное, как постоянное приобщение её членов жизни в Боге посредством участия в церковных Таинствах. Таким образом, догмат о Церкви и учение о церковных Таинствах – это вещи нераздельные по своему содержанию. А потому мы будем говорить далее совместно и о том и о другом.

___________________________________

Вопросы:

1. Как различаются ветхозаветное и новозаветное понимания Св. Духа?

2. Как возможно условно различить Домостроительства Сына и Св. Духа? К чему обращено дело спасения Сына, а к чему – Св. Духа? (в понимании В.Н. Лосского).

3. Возможно ли говорить о том, что Домостроительства Сына и Святого Духа – это независимые друг от друга мероприятия? Как это связано с пониманием воли и действования в Св. Троице?

4. Как свт. Григорий Богослов в отрывке из «Слова 31» раскрывает мысль о том, что Откровение является постепенным?

5. Как различаются онтологический и мессианский аспекты бытия и действования Св. Духа?

6. Что значит выражение Ап. Павла «Дух усыновления»?

7. Каков смысл фразы «глаголавшаго пророки»?

__________________________________________________________

Основная литература:

1. Катехизис. Свт. Филарет Московский. (любое издание)

2. Проф. В.Н. Лосский, еп. Пётр ( Л'юилье ). Толкование на Символ веры. Киев, 2000 г.

3. Прот. А. Шмеман. Воскресные беседы. М., 2002 г.

4. Прот. А. Шмеман. Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию. Клин, 2001г.

5. Свт. Николай Сербский. Верую. Вера образованных людей. М., 2002 г.

cледующая

вернуться к списку лекций

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz