Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

Курс лекций.
"Введение в догматическое богословие"            

автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв

 

Лекция 10

Эсхатологический догмат:

Второе Пришествие Господне и Страшный Суд

(толкование проф. В.Н. Лосского на 7-й член Символа веры)

  Введение

  …Некоторый отец Раифской пустыни постоянно сидел в келлии,

занимаясь плетением верёвок, причём говорил с воздыханием, колебля главою:

« Что будет?»

-Произнесши эти слова и помолчав, опять повторял: «Что будет?». В таком поучении он провёл все дни жизни своей, непрестанно сетуя о том, что последует по исшествии его из тела.

Из «Отечника» свт. Игнатия (Брянчанинова)

 

Положение православного человека в мире особое. Все люди знают о завершении жизни смертью. Всем известно, что в этом мире всё преходит и завершается. У каждой вещи есть начало и есть конец, как говорили древние. Но знание о смерти и знание о конце мира, за которым следует Страшный Суд – это разные вещи. Смерть – это некая очевидность. В покаянном каноне, читаемом при подготовке ко Причастию (8-я песнь, 1-й тропарь), мы читаем:

«Видех во гробе лежаща брата моего бесславна и безобразна… » . «Бесславность и безобразие» умершего видены многими, и это в и дение заставляло задуматься…, но не более того. Современная культура живёт бегством от смерти, от скорби, от всего «плохого», культивируя в сознании людей «бесконечное веселие», мнимую праздничность и искусственное состояние непреходящего восторга. Всё это для того, чтобы забыть о власти смерти, которая уносит всё. В книге «Псалтирь» есть много примеров тому (ср. « Ещё немного, и не станет нечестивого; посмотришь его место, и нет его » – Пс. 36: 10).

Христианство в его подлинной, неподдельной пасхальной радости крепко верует в победу Христа над смертью, но трепещет другого – «Страшнаго дне Суднаго». Этот страшный день Суда действительно страшен, потому как прекращение физического существования в юдоли плача – это ещё только начало. Самое страшное – это Суд Божий. Мысль о Суде Божием – это мысль, которая связана со словами «бдите и молитесь, да не внидете в напасть» (Лк. 22: 46). Положение верующего человека бедственно. Бедственность его в том, что если не в великом, то в малом мы преступаем заповеди Божии, и потому в вечерних молитвах (4-я молитва) звучат слова: «Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю». Слова человека, осознающего свою неисправность, своё нерадение и недостоинство перед Богом; человека, который даже к вечеру одного дня не может сказать, что он прожил этот день праведной, непорочной жизнью. Православный человек осознаёт не только конечность своего существования на земле, но также верит в то, что всё сделанное – худое и доброе – будет явлено на Страшнем Судищи Христовом, и Господь каждому воздаст по делам его . В этом смысле наша вера меняет и наше сознание и жизнь в целом сообразно с идеей суда. Мы не просто стремимся быть «хорошими людьми» или совершать добро, потому что это приносит какую-то пользу. Нет. Православный человек мыслит иначе. Он памятует о Страшном Суде, на котором решится вся дальнейшая участь человека: оказаться ли ему в блаженном пребывании со Христом или же услышать приговор: « Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие » (Мф. 7: 23). Эти памятование и вера в реальность Страшного Суда чётко прокладывают границу между христианством и остальным миром. Вера во Второе Пришествие Христово и последующие за этим события – догматическая и непреложная истина. Устранение или принижение значения Страшного Суда в жизни каждого человека и человечества в целом лишает христианское вероучение его соли. Потому как именно Второе славное Пришествие Христово – это надежда и упование всех, кто претерпевает скорби ради Господа и подъял на себя иго делания заповедей Христовых ради стяжания Царствия Небесного и блаженного сопребывания в общении с Богом и святыми в нём…

* * *

7-й член. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

1. Вера во Второе Пришествие Христово - одно из безоговорочных оснований христианского учения в целом, и всякая попытка «де-эсхатологизировать» христианство, то есть вычеркнуть или свести к минимуму этот догмат веры, есть искажение христианского благовестия. Чтобы осознать место этого догмата в Церкви, надо рассмотреть его в подобающей ему перспективе. Действительно, христианское понимание времени и истории представляется нам в виде горизонтальной линии: есть начало - сотворение мира, трагическое деяние человека, его падение; центральное событие - Воплощение; и конец - Второе Пришествие. Следовательно, как жертва Христа была единственным в своем роде событием (Евр. 7, 27), так и Последний Суд будет актом единственным и окончательным. Таково твердое верование Церкви, и поэтому V Вселенский Собор (553 г.) осудил целый ряд мнений оригеновского толка, которые были основаны на циклическом понимании времени, не совместимом с Откровением. Эсхатологическое чаяние - одна из основ православного сакраментального богословия. Поэтому собрание христиан на евхаристической вечери есть не только воспоминание события, которое совершилось в прошлом и «актуализируется» в Таинстве, но и отмечено эсхатологическими чаяниями мессианской общины, то есть Церкви. Это настоятельно подчеркнуто в поучении Апостола Павла, которое следует за повествованием об установлении Таинства Причастия: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» (1 Кор. 11, 26). В переданных нам Евангелистом Матфеем словах Господа («Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» – Мф. 26, 29) содержится явное эсхатологическое указание. Евхаристическая община - прообраз Церкви, собранной в грядущем Царстве. В древнейшем христианском документе - Дидахе (1-2 век) - мы читаем слова, восхваляющие это чаяние: «Подобно этому преломленному хлебу, который сперва посеян был на холмах, но собранный в житницы стал единым, да соберется Церковь Твоя в Царстве Твоем с концов земли...», и далее: «Помяни, Господи, Церковь Твою, во избавление ее от всякого зла, и во усовершенствование в любви Твоей. Собери ее от четырех ветров, Церковь Твою святую в уготованном ей Тобою Царствии Твоем».

2. Первые христиане жили в нетерпеливом ожидании возвращения Христа, и они выражали это свое нетерпение в краткой арамейской формуле, которую приводит Апостол Павел - «Маран-афа» (1 Кор. 16, 22). Однако Господь предостерегал C воих учеников от желания узнать в точности срок Второго Пришествия (Мф. 24, 36; Деян. 1, 7). Тот же Апостол Павел, призывая фессалоникийцев к бодрствованию, писал им: «Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес. 5 , 2). Христиане всегда должны пребывать в ожидании Парусии, но ожидание это не должно превращаться в праздное любопытство и искушение Божественного Промышления. Церковь избегает поспешных умозаключений на основе некоторых мест из книги пророка Даниила или из книги Апокалипсиса, тогда как сектанты всех эпох этим злоупотребляют для того, чтобы математически точно определить самый момент Парусии, или чтобы заклеймить кого-либо из своих собратьев. Спекуляции такого рода не только противоречат наставлениям Господа, но и свидетельствуют о полном невежестве тех, кто поддается соблазну подобных изысканий. Такие люди понятия не имеют о правилах иудейской апокалиптики, которые теперь хорошо известны нам благодаря многочисленным документам, относящимся к эпохе от 2 века до н. э. до 2 века после нее.

3. Мы уже настаивали на разнице между двумя Пришествиями Господа в мир: Первое произошло в уничижении («кенозисе» - см. выше). Второе будет для всех явлением силы Божией. Это подчеркивает в Символе выражение «Со славой». С концом мира сего прекратится возможность всякого изменения, все станет совершенно непреложным как вневременное. Поэтому Господь наш возвещает: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). Эту же абсолютную вневременность подразумевает святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе, когда говорит о второй смерти (Откр. 20, 13-15). Последний Суд будет полной победой Христа над всеми силами зла, которые, несмотря на Крест и Воскресение, не хотят признать своего неумолимого поражения.

4. Обратим внимание на то, что Священное Писание, равно как и Символ веры, подчеркивает, что Последний Суд есть событие всекосмическое. Христос приходит как Царь вселенной. Об этом читаем мы: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25, 31-32; Откр. 20, 11-15).

5. Отметим, что православная иконография разнообразно разработала тему Последнего Суда, сначала в символическом сюжете о пастыре, отделяющем овец от козлищ (храм святого Аполлинария в Равенне, прибл. 520 г.), а позднее - реалистически изображая Христа, являющегося «на облацех» и сидящего на Престоле среди Апостолов, чтобы судить живых и мертвых, которых будит труба Архангела (Собор в Торчелло, XI в.).

6. Седьмой член Символа веры заканчивается утверждением: «Егоже Царствию не будет конца». Этих слов из нашего Символа, провозглашенного во времена II Вселенского Собора (381), еще не было в Исповедании веры Никейских отцов. Они были вставлены в Символ для опровержения еретических умозаключений Маркелла, который считал, будто Царство Христово кончится с концом времен. Это мнение не противоречит его модалистическому богословию, где Троица - только временный модус Божественного Бытия, которое в конце концов соберется в единую монаду.

7. Уже в Символе Антиохийского Собора (341 год) встречаем формулу: «Который снова придет судить живых и мертвых и пребудет как Царь и Бог вовеки».

8. В радостном ожидании славного возвращения Господа христианин восклицает: «Да приидет благодать, и прейдет мир сей! Аминь!» (Дидахе). Но, сознавая всю слабость греховного своего естества, он же смиренно молится: «Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший» (Кондак мясопустной недели).

Комментарий:

1. Проф. В.Н. Лосский говорит о том, что Второе Пришествие является непреложной истиной христианского вероучения, и любая попытка деэсхатологизации (стремления устранить из христианства мысль о Втором Пришествии и Суде) неизбежно искажает христианство.

Исторический процесс как его понимает православное вероучение – это горизонтальная линия с началом и концом. Мир и человечество существуют в истории, которая однажды завершится. Но завершение её будет связано не просто с обрывом (как обрывается плёнка старого кинофильма), но с Вторым Пришествием и Страшным Судом Христовым. Таким образом, важно понимать, что история вообще завершится, и второе: завершение – это будет явление Господа во славе и Его Страшный Суд.

Нам кажется очевидным представление о времени, как о некоем линейном процессе (то есть имеющем начало и конец), но в античности время понималось иначе – циклически, то есть существовал миф о вечном возвращении одного и того же бесконечное число раз. Всё завершавшееся могло вернуться вновь и вновь (ещё в 19 веке в философии Ф. Ницше эта идея присутствовала). И потому появление христианства с его ярко выраженной эсхатологией (то есть верой в конец времени и Страшный Суд) было также не понимаемо античным миром, как и христианская вера в Боговоплощение (см. докетизм). Мысль о единственности всех событий Домостроительства Сына Божия – Воплощения, Крестных Страданий, Воскресения, Вознесения и Второго Пришествия – также не укладывалась в понимание порядка вещей, имевшее место быть в античной философии.

В первые века развития православного богословия, когда шёл «отбор» философских идей и понятий, которые могли бы помочь богословию выразить Откровение на понятном для античной культуры языке, происходили также и неудачные попытки. Великий христианский учёный 3 века Ориген был одним из таких ярких примеров. Он сделал очень много для богословия полезного, но также и многим навредил ему. Проблема, которая имела место быть в его жизни – это невозможность найти нужную пропорцию между верой и философией. Он увлёкся последней больше, чем это было нужно и чем это было возможно, дабы не было ущерба самой христианской вере. Ориген вместе с тем, что действительно могло помочь развитию богословия воспринял и ряд идей, которые были чужды христианскому вероучению и явно искажали его. Среди этих идей такие: платоновское учение о совечности материи и Бога; идея о предсуществовании душ; идея о том, что материя является злом и др. Среди этих идей была идея апокатастиса (всеобщего восстановления и спасения) и идея цикличности времени. Эти две идеи явно противоречили христианской эсхатологии и лишали Страшный Суд его истинного смысла. Если все будут спасены, то нет свободного выбора человека и нет смысла в Суде.

Церковь живёт ожиданием Второго Пришествия Христова. Первые века жизни Церкви были наполнены сознанием близости Второго Пришествия (Послания Ап. Павла к Фессалоникийцам 1-е и 2-е, например, ярко эту тему раскрывают).

Слова проф. Лосского: «Эсхатологическое чаяние – одна из основ православного сакраментального богословия». Слова «сакраментальное богословие» нужно понимать так, что догматическое богословие глубоко связано с духовным, таинственным (сакраментальным) в жизни Церкви. Как мы уже говорили, догматика и церковная жизнь – это вещи органически связанные друг с другом. И вот, эсхатологический догмат – это не абстрактная истина, но конкретное переживание всей Церковной полноты. Церковь земная – это странствующая, ожидающая Церковь, и потому её бытие, будучи «не от мира сего», всегда живёт этим «эсхатологическим чаянием», то есть ожиданием с надеждой славного Второго Пришествия Господня. Таинство Причастия – это приобщение к жизни в Боге, то есть к жизни вечной, и потому в самом этом Таинстве присутствует эсхатологическая тема. Слова «Евхаристическая община – прообраз Церкви, собранной в грядущем Царстве» нужно понимать как указание именно на эту природу Церкви (об этом более подробно в следующих лекциях; фрагмент Дидахе смотрите в приложении к лекции).

2. Первые века жизни Церкви наполнены ожиданием скорого Пришествия Господня. Но предостережение Господа относительно времён и сроков Его Второго Пришествия на протяжении всей христианской истории оставалось и остаётся в силе. Всякая попытка объявления того или иного дня и часа заведомо является ложной, потому как противоречит словам Священного Писания (ссылки в тексте Лосского). Метафора «как тать в ночи» указывает на внезапность этого события и полную неопределённость его во времени кем-то – человеком или Ангелом.

___________________________________________

Дополнение из «Догматического богословия» иерея О. Давыденкова (ч. 3):

Признаки Второго Пришествия Господня:

а) Распространение Евангелия во всём мире. Мф. 24: 14.

б) Обращение Израиля ко Христу. В послании к Римлянам (11: 25-27) говорится об обращении Израиля ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена (Рим. 11: 15). Смысл этого отрывка в том, что отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, а возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших.

в) Явление Илии пророка. Книга пророка Малахии 4: 5; Мф. 17: 11. Как Иоанн Креститель предварял Первое Христово Пришествие, так Илия будет предварять Второе Пришествие. Иоанн Креститель предшёл пред Лицем Господа «в духе и силе Илии», как пророчествовал Архангел Гавриил праведному Захарии (Лк. 1: 17).

г) Усиление зла. Зло понимается здесь прежде всего в том смысле, что возрастает забвение Бога и Его законов, отрицание веры во Христа. По-гречески это называется « апостасия », то есть отступление от Бога и нежелание жить с Ним. А потому всякое иное зло есть именно производное от утраты веры и нежелания жить по заповедям Божиим.

д) Появление лжехристов и лжепророков. Мф. 24: 5; 24: 11; 1 Тим. 4: 1; 2 Тим. 4: 3. Распространение множества сектантских учений, искажающих правильное понятие о вере и духовности.

е) Падение нравственности. Мф. 24: 12; 24: 10; Мк. 13: 12. Тотальное разрушение семьи и её основ, которые наблюдаем ныне. Господствующие состояния духа будут, как сказано в (Лк. 21: 25-26): недоумение, страх и уныние. Само пространное описание нравов людей последних времён представлено во 2-м посл. к Тимофею, 3: 1-5.

ж) Общественные бедствия и войны. Мф. 24: 6-7; Мк. 13: 8.

з) Природные бедствия. Мф. 24: 7; Лк. 21: 25.

Православное учение об антихристе.

Преп. Иоанн Дамаскин: «Надобно знать, что должно прийти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришёл во плоти, но в собственном смысле и преимущественно, антихристом называется тот, который придёт к кончине мира». Главное, понимать, что антихрист – это конкретная личность, но не сам диавол. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «не сам диавол сделается человеком… Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нём». Эти слова соответствуют (2 Фес. 2: 9).

Антихрист по своем воцарении будет обладать огромной силой, так как сам сатана вручит ему всю свою власть (Откр. 13: 2). Его царствование будет всемирным (Откр. 13: 7). В это время Церковь будет скрываться в пустыне (Откр. 12). Однако «врата ада не одолеют её» (Мф. 16: 18).

По Преданию явятся Илия и Енох, которые будут свидетельствовать против антихриста. Господь не оставит людей, и будет от Него помощь, и дни те сократятся (Мф. 24: 22).

Господь во Втором Своём Пришествии победит антихриста «духом уст Своих» (2 Фес. 2: 8).

Ожидание Парусии (Второго Пришествия) – это состояние, которое понуждает к трезвению и отвергает расслабление духовное. И потому всякого рода экзальтации, искусственно нагнетающие апокалиптические настроения, всегда являются следствием упадка духовности у тех, кто нагнетает и тех, кто поддаётся нагнетанию. Православный человек должен жить с памятью о Страшном Суде, но он не должен истерировать по этому поводу, потому как истерика и трезвение – вещи, взаимоисключающие друг друга.

3. Первое Пришествие (Боговоплощение) было явлением Господа в уничижении и бесславности. Ему негде было приклонить главу. Его жизнь была наполнена скорбью и уничижением от первых минут Его земной жизни (рождения в Вифлеемской пещере) до Крестных Страданий. Но Второе Пришествие будет иным. Всё время от Рождества Христова и до скончания века всем людям и каждому человеку в конкретности предоставляется выбор – быть или не быть со Христом. Второе Пришествие Христово будет славным, и тогда уже будет поздно обнаруживать своё христианство. «Прекращение всякого изменения», о котором говорит проф. Лосский, означает прежде всего то, что человечество (и в целом и в каждой конкретной личности) будет как бы «остановлено» в том жизненном выборе, который сложился на момент Парусии. Во всё время истории человеческой человечеству дана возможность сделать выбор: идти за Христом, но большая его часть усердно отказывается от «узкого пути» и тем самым добровольно идёт путём к смерти. Поэтому и отношение людей ко Второму Пришествию будет различным: для праведников – избавлением, а для людей, живущих беззаконно – поводом к плачу и стенанию. Завершение времени будет ознаменовано Страшным Судом, на котором решится участь каждого конкретного человека и не только людей, но и Ангелов. Вечность же будет двух родов: одна блаженная с Богом, а другая мрачная – в вечных мучениях (об этом подробнее в последней лекции). Кроме того, важно, как говорит проф. Лосский, видеть в Суде Божием окончательную победу и «нейтрализацию» сил зла, которые «не хотят признать своего поражения» после Крестных Страданий Спасителя и Воскресения.

4. Так же, как Искупление носило универсальный характер: Господь сошёл с небес, по Своей смерти сошёл во ад, и вновь взошёл на небо – таким образом дело искупления коснулось всего творения Божия и носило «всекосмический характер» (потому Христос у святых отцов именуется «космическим Адамом»), ибо во Христе вся вселенная, всё творение Божие соединяется со своим Творцом – Богом-Троицей.

6. Утверждение бесконечности Царствия Христова является догматической истиной. Царствие Божие – это то, чего ожидает странствующая земная Церковь, это иное бытие после конца времён, после окончательного завершения человеческой истории и Страшного Суда.

(5 абз. и дальнейшее в тексте проф. Лосского)

  ______________________________

Вопросы:

1. Почему «деэсхатологизация» христианства искажает христианское вероучение?

2. Как православное вероучение понимает историю, и какое место в ней занимает Страшный Суд? Почему были осуждены идеи Оригена?

3. Как эсхатологические чаяния связаны с жизнью Церкви?

4. Каким является правильное отношение христианина ко Второму Пришествию Христову? (привлечение соответствующих мест из текста Лосского и комментария лекции)

5. Как различаются Первое и Второе Пришествия Христовы, и каково значение этого различия для жизни каждого человека?

6. Можно ли сказать, что Страшный Суд имеет отношение только к человеческому роду?

7. Перечислите события, предшествующие Страшному Суду.

Дополнительное задание: прочтите нижепредставленный фрагмент и найдите в нём отрывки, раскрывающие «эсхатологические чаяния» Церкви.

  _____________________________________

Фрагмент из «Дидахе» (произведения неизвестного автора, называемого « Учением 12-ти Апостолов »; дата написания – приблизительно конец 1 – начало 2 века):

Глава 9

1. Что же касается Евхаристии, совершайте ее так.

2. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

3. О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

4. Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в Царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки!

5. И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещеных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам.

Глава 10

1. По исполнении же (вкушения) так благодарите:

2. Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

3. Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего.

4. Паче всего благодарим Тебя потому, что Ты всемогущ. Тебе слава во веки!

5. Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в Царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки!

6. Да приидет благодать и да прейдет мир сей. Осанна Богу Давидову! Если кто свят, да приступает, если кто нет, пусть покается. Маран-афа. Аминь.

__________________________________________________________

Основная литература:

1. Катехизис. Свт. Филарет Московский. (любое издание)

2. Проф. В.Н. Лосский, еп. Пётр ( Л'юилье ). Толкование на Символ веры. Киев, 2000 г.

3. Прот. А. Шмеман. Воскресные беседы. М., 2002 г.

4. Прот. А. Шмеман. Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию. Клин, 2001г.

5. Свт. Николай Сербский. Верую. Вера образованных людей. М., 2002 г.

cледующая

вернуться к списку лекций

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz