Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационная работа :

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

P.S.//

вэб-проект с Ма-цзы

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

к оглавлению
Заключение

В заключение нашего исследования следует сделать краткое обобщение полученных результатов и наметить дальнейшие перспективы исследовательской работы в русле данной темы.

Историко-философская реконструкция феномена «заботы о себе» в античную, средневековую и современную эпохи сделала возможным сравнительный анализ различных парадигм «заботы о себе», соответствующих тем или иным философским традициям. В контексте этого анализа мы проследили становление различных форм «заботы о себе» как определённого способа «философского существования», основанного на идее необходимости онтологической трансформации бытия познающего субъекта при его движении к истине в указанные эпохи. В итоге был обнаружен всплеск интереса к теме «заботы о себе» в позднеантичную эпоху, его угасание в западно-христианском этосе (вплоть до полной девальвации в протестантизме) и возрождение определённого интереса к этой теме в творчестве М.Хайдеггера и основанной на его философии экзистенциальной терапии.

Историко-философский анализ феномена «заботы о себе», который был проведен в рамках нашего исследования, бесспорно, не является исчерпывающим и всесторонним, а представляет собой лишь историко-философский анализ основных линий развития «заботы о себе» в её различных исторических формах и типах философствования. В связи с этим возникает необходимость проговаривания путей дальнейшей разработки этой темы как в перспективе историко-философских исследований, так и в контексте антропологии, философии религии и ряда других гуманитарных дисциплин.

В нашем исследовании имеется ряд тем, разработка которых является недостаточной и неполноценной. На первый план выступает необходимость детального анализа различных школ античной философии, так как подробно мы остановились лишь на стоицизме, в котором наиболее ярко выражена тема «заботы о себе». Но в ряде других философских систем мы обнаруживаем сильнейшее влияние этой темы на весь строй и спектр задач философствования. К таким системам можно смело отнести киников, эпикурейцев, неоплатоников. Необходимость детального анализа философии этих школ в контексте историко-философского исследования феномена «заботы о себе» даст более полную картину представления о её формах в античную эпоху.

Недостаточно освещенной осталась связь «заботы о себе» с темой смерти, которая, как удалось показать в ходе анализа, конституирует и задаёт тон всем формам «заботы о себе» - от античных до современных. Вокруг темы смерти развёртывается всё многообразие дискурсивных и экзистенциальных практик, призванных помочь субъекту обрести определённое к ней отношение. В связи с этим необходимо констатировать нужду в более детальном рассмотрении связи «заботы о себе» и танатологии в различных философских традициях и школах.

Темой, лишь намеченной в рамках нашего исследования, предстаёт альянс протестантизма и светской психотерапии. Нам удалось только прояснить основания для возможности и даже определённой необходимости этого союза на фоне девальвации «заботы о себе» как необходимости внутреннего онтологического преобразования субъекта заботы. Возникновение в ряде форм протестантской духовности (связанных с кальвинизмом) феномена «мирского аскетизма», свидетельствующего о переключении взгляда с внутреннего на внешнее, - лишь последний симптом упадка той формы «заботы о себе», которая возникла в раннехристианский период. Анализ парадигм «лечения» и самой герменевтики «нездоровья» в аскетической христианской традиции «заботы о себе» и различных школах современной психологии и психотерапии действительно является темой отдельного глубокого исследования.

Фактически не затронута в контексте нашей работы тема влияния стоического мироощущения на становление протестантской догматики и, соответственно, совершение определённой редукции христианской «заботы о себе». Замеченные и выявленные В. Дильтеем общие основания мысли идеологов Реформации и философов-стоиков в контексте историко-философского анализа «заботы о себе» могут существенно помочь выявить причины её декаданса и основания для возникновения такой формы христианской духовности, в которой сформировалась идеологическая база для невозможности практического онтологического изменения субъекта заботы.

К большой и очень важной, на наш взгляд, исследовательской задаче относится анализ всесторонних связей творчества М. Хайдеггера с современной ему теологической мыслью Запада, так как без этого анализа вряд ли может состояться аутентичная реконструкция смыслообразующих механизмов мышления этого философа. Намеченный в нашем исследовании анализ «детеологизации» и «ретеологизации» онтологии на разных этапах творчества М. Хайдеггера представляет собой только тематизацию и методологический набросок дальнейшего анализа. Требуется углубленное исследование всего творчества позднего Хайдеггера и комментаторской литературы по этому поводу, чтобы стало возможным говорить о существенном сдвиге его мышления в сторону религиозно-теологической интерпретации бытия человека, пусть и выходящей за конфессиональные пределы любых имеющихся форм религиозности.

Всё перечисленное выше свидетельствует о важности и многосложности разрабатываемой нами темы, которая нуждается в дальнейших исследованиях по целому спектру обозначенных проблем. Каждая из них достойна, на наш взгляд, глубокого и всестороннего анализа, чем мы и надеемся заняться в дальнейшем.

перейти на "Библиография"

к оглавлению диссертации

 
 
Hosted by uCoz