Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом по философии

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

              записная веб-книжка 
              А.Е.Соловьёва 
              (никнэйм: A.C.Philosopher)

 

ХРАНИТЕЛЬ ЧИСТОТЫ ЖАНРА

 

В культуре, ориентированной на расслабление и релаксацию, не легко прорваться к чему-то, требующему интеллектуального и душевного напряжения. Беседуя с главным дирижером Ростовского академического симфонического оркестра Юрием Ткаченко перед началом нового музыкального сезона « Absent » прояснял для себя и своих читателей значение классической музыки в современной культуре и жизни каждого человека, пытаясь понять, почему клубные движения затягивают, а симфоническая музыка остаётся уделом совсем небольшого количества людей.

Вы являетесь главным дирижером Ростовского симфонического оркестра недавно, но с Вашим появлением уже наверняка что-то изменилось в творческого деятельности коллектива. Как Вы оцениваете его состояние на данный момент и отличаются ли Ваши впечатления на сегодняшний день от первых впечатлений?

Оркестр растёт как профессиональный творческий коллектив и растёт очень интенсивно. У нас огромное количество планов уже на ближайшее время. Хочу сказать, что со времени моего вступления на должность главного дирижера Ростовского оркестра, то есть с февраля этого года, мы добились следующих результатов. Мы приняли участие в Фестивале оркестров мира и рекордное количество музыкантов из нашего оркестра (5 человек из 18 со всей России) представляло Ростов в сводном оркестре под управлением маэстро Тимерканова во 2-м Международном фестивале оркестров мира, проходившем в Москве. Это очень большое достижение для нас. Мы уже дважды были в Испании, Польше. В ближайшее время вновь едем в Испанию на гастроли, а в январе посетим Японию Корею и Китай.

Но самой сенсационной новостью, о которой я буду говорить на пресс-конференции, является то, что на 3-м фестивале оркестров мира наш оркестр будет представлять Российскую Федерацию. Это огромное доверие, потому как выступать мы будем вместе с лучшими оркестрами мира - Берлинской и Венской филармонией, Израильской филармонией, оркестрами из Лондона и Парижа и др. Кроме этого обновляется весь набор музыкальных инструментов при поддержке администрации, благодаря чему в ближайшее же время музыканты оркестра получат возможность играть на инструментах мирового уровня.

Посещая концерты классической музыки, всё чаще убеждаешься, что это музыка для определённого социального сегмента, не для многих и не для молодых. Возможно ли, каким-то образом привлечь молодёжь на концерты классической музыки или же она безвозвратно утеряна для этого вида культуры и её удел – ночные клубы и дискотеки?

Вопрос очень верный и актуальный. Я согласен с Андроном Кончаловским в том, что человек существо ленивое и, выбирая между развлечением с полным расслаблением и погружением в удовольствие или же развивать интеллект и сосредотачиваться на чём-то серьёзном, большинство выбирает расслабление. Тенденция на расслабление – характерная черта современной культуры. Но есть и другое понимание этих вещей. Японцы, например, считают, что концерты классической музыки являются своего рода музыкотерапией, продлевающей жизнь человека. Они сидят на концертах с закрытыми глазами, сосредоточившись и полностью погружаясь в атмосферу. Для них гармония звуков классических мелодий является условием душевного здоровья.

Действительно фактом является то, что только 3% людей по всему миру любят классическую музыку. Но ещё не все резервы использованы нами. Мы ещё не проводили концертов на открытых площадках с известными оперными певцами. И всё же определённые шаги по «пропаганде» классической музыки есть. Мы регулярно даём концерты в ДГТУ, а также рассматривают такие темы, в которых главная идея в участии оркестра в больших знаковых городских мероприятиях. Это может стать определённым началом в преодолении стереотипов относительно того, что классическая музыка – это что-то устаревшее и отжившее свой век. Умиляешься тому, как люди сидящие в филармоническом буфете и случайно услышавшие какой-то фрагмент наших репетиций, затем приходят на концерты. Отсюда вывод, напрашивающийся сам собой: классическую музыку часто не любят те, кто её не слушал. Человек, придя и получив определённое душевное очищение вновь захочет прийти.

А может быть стоит играть что-то на стыке классической музыки и других жанров – рок, поп, фолк и др.? Возможно это смогло бы проложить мост между классикой и сознанием людей, не готовых по тем или иным причинам услышать её в «чистом виде»?

История подобных эклектических проектов, смешивающих различные стили, насчитывает не один год. Но нужно отдавать себе отчёт в том, что это уже музыка совершенно другого плана. Иногда подобные проекты и уместны и даже необходимы, но чистота жанра – это особое условие существования классической музыки именно как классической, лишённой примесей и чужеродных компонентов. Можно приглашать звёзд и петь, что-то из репертуара Фреди Меркьюри или Биттлз. Я подумываю об этом, но только как о разовых акциях, именно переходного к классической музыке характера. А потому постоянно заниматься этим мы никак не можем. Это не наш путь. Ни у кого не возникает желания дорисовать что-то своё к «Джаконде» или «Девятому Валу». После этой дорисовки они перестанут быть, чем являлись до этого. Смысл их существования как законченных произведений искусства именно в том, чем они являются. Потому и то, что можно играть на праздничном юбилейном концерте, не должно быть содержанием мероприятий, на которых исполняется именно классическая музыка. Шоу-программы заполняют собой культурное пространство, но мы лишь отчасти можем поддаваться этому. Иначе классика перестанет быть собой.

Чем отличается восприятие классической музыки за пределами нашей страны? Чего ждут от русских исполнителей за рубежом?

Восприятие отличается, прежде всего, тем, что нас воспринимают как носителей русской культуры и смотрят как на эталон исполнения русской классической музыки. По крайней мере, к этому мы вынуждены стремиться. И если люди встают после исполнения симфонии Чайковского или балетов Стравинского, аплодируя, потому что услышали, как это должно звучать, то это значит, нам действительно удалось донести частицу национального музыкального наследия до данной аудитории по-настоящему. Это самая большая награда для любого исполнителя. Тенденция такова, что профессиональные западные исполнители или дирижеры не способны передать дух русской классической музыки. Выдающийся дирижер Сейджи Азава, когда он дирижирует Чайковского, то это вызывает у меня улыбку. Мне трудно с ним спорить по Маллеру, Бетховену, но по Чайковскому я поспорю. Совершенно иной менталитет, который не позволяет ему передать «русскость» музыки. Из этого следует, что публика за рубежом идёт на концерты русских исполнителей именно для того, чтобы услышать настоящую русскую музыку. И это правильно. Изучая буддистскую философию, мы хотим именно в Китае или Индии найти её источник; занимаясь единоборствами, мы обращаем взгляд в Японию. Потому и иностранцы ищут в нас то, что к нам имеет непосредственное отношение – исполнение русской классической музыки.

Напоследок вопрос личного характера. Отдыхаете ли Вы и каким образом, если музыка, конечно же, не захватывает вас на все сто?

Перечислю лишь некоторые из своих увлечений и занятий. Я кандидат в мастера спорта по настольному теннису. В 16 лет занял второе место по Украине. Меня очень интересуют вопросы юриспруденции. Гражданское право – моё главное хобби. Летом люблю активный отдых – много плаваю. Увлекаюсь автотуризмом. Можем проехать с семьёй на машине не одну тысячу километров. Люблю выставки живописи, хорошие концерты. Много чего люблю, как любой нормальный человек (смеётся). Я не зацикленный, хотя профессия музыканта для меня всегда была вопросом решённым. Иначе я себя никогда не мыслил. Всегда что-то играл на музыкальных инструментах, пел, участвовал в каких-то коллективах. Глубоко не согласен с тем, что дирижёр должен быть «немного не в себе». В современном мире должен ориентироваться в окружающей среде и адекватно реагировать на её порой агрессивное к тебе отношение. Но концерт бывают случаи, когда я спрашиваю у жены, какая была осень, а она извещает меня, что осень была тёплая. Я этого не заметил. Но это случается крайне редко…

Уже напоследок, Юрий добавил, что глубоко убеждён: никакая рок или поп-тусовка не заменит тот кайф, который может доставить классическая музыка в исполнении симфонического оркестра. А нам, очевидно, придётся в этом убедиться самим, тем более, что с 22 сентября начинается новый музыкальный сезон и каждому открывается возможность проверить на себе: прав главный дирижёр или нет?:)

 

_____________________________

вернуться к списку бесед

MEETINGS

 

Hosted by uCoz