Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом по философии

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

              записная веб-книжка 
              А.Е.Соловьёва 
              (никнэйм: A.C.Philosopher)

 

ИСКУССТВО ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО

 

С. Тарасов в кабинете главного дирежёра Ростовской филармонии

26 мая в большом зале Ростовской филармонии прошёл концерт всемирно известного московского пианиста Сергея Тарасова. Сейчас ему 34 и он уже в течении 20 лет занимает призовые места на международных конкурсах, гастрлолирует по всему миру, оставаясь при этом русским до мозна костей человеком, лишённым чрезмерной звёздности, любящим настоящую рыбалку, посиделки с друзьями и глубокое искусство.

Вы, наверное, не первый раз в Ростове выступаете?

В Ростов приезжаю уже 20 лет. На первом конкурсе здесь выступал. Так вот езжу и езжу сюда. Друзей много здесь. Девушки здесь офигенные, самые красивые в России...

Почему Рахманинова было так много на концерте, это ваша личная симпатия?

Ну да, в принципе, это настолько русский композитор, родной. Собирались делать нечто по шире, но получилось так. Музыка Рахманинова очень хорошая. В нём есть эмоциональная глубина и если с технической точки зрения это, на мой взгляд, не очень сложная музыка, то в эмоциональной перспективе необходимо сильное вживание в настроение, чтобы суметь передать, правильно выразить.

Этот Ваш концерт к чему-то был вообще приурочен или это рядовое выступление?

Вчера у меня был госэкзамен вообще-то (смеётся). Я наконец-таки закончил Ростовскую консерваторию им. Рахманинова. Несмотря на всю мою мировую известность, это произошло только сейчас.

А отчего так затянулось получение образования?

Да, закончить должен был уже давно, много лет назад. Да всё как-то не складывалось. Не складывались отношения с Московской консерваторией и наконец-таки родственники уговорили меня закончить обучение и так сложилось, что это произошло в Ростове.

В 17 лет играл очень хорошо на конкурсе. Меня там «бортонули». Принёс документы в Московскую консерваторию и... опоздал. Сказали, что уже поздно для сдачи документов и чтобы я играл там что-то заново. А я уже был лауреатом двух конкурсов и вышел в финал суперпрестижного конкурса, на котором члены экзаменационной комиссии в полном составе присутствовали. И они знали, что играл мягко говоря неплохо. Я психанул. Прошло пару лет, уехал в Америку. Учился в университете в Техасе. Но там мне стало скучно, Америка полудебильная страна. Всё ровное и одинаковое. На каждом доме нарисован глаз и надпись «мы за вами наблюдаем». Нет никакого privicy. Ничего не скажешь, не вякнешь, за тобой сразу придут. Все стучат друг на друга. И вообще мне просто тошно стало от всего этого. Люди работают и у всех всё ровно. Фальшивое всё – дружба, улыбки, люди.

Аудитория слушателей отличается там?

Разительно. Они там ни хрена не понимают. Делают вид, что они что-то понимают. В России люди идут послушать музыку. Они хотят именно музыку послушать, а там просто понты, желание посидеть на концерте известного музыканта.

Правда, что вы впервые выступали с симфоническим оркестром в 12 лет?

Именно так. Это в Москве было. Первый серьёзный выход на сцену. Грига играл по-моему, уже и не помню. Дерижировала Вероника Борисовна Дударова. Сейчас ей уже 90 лет, её ласково все музыканты бабушкой называют. А она ещё дерижирует.

В 16 лет начал участвовать в российских конкурсах и отборах на международные конкурсы. Тогда же уже были первые победы на них. Но конкурсы вообще смешная вещь. Можно хорошо играть, а тебя сбросят и поедешь домой ни с чем. Не вписываешься в тему. Музыка, она ведь достаточно неконкретная вещь, точного результата нет как в боксе, например. Кому-то нравится, кому-то нет. В Южной Африке одной из причин, по которой я не получил первой премии, была в том, что мой Рахманинов был слишком русский (смеётся). Бывает что Бах не тот, Бетховен не тот...

То есть в музыке тоже есть интерпретация, нет однозначности и в исполнении классической музыки? Что такое «интерпретация Рихтера», например?

Рихтер отдельная тема. Он считал, что всё в нотах написано. Нужно чётко исполнять ноты и играть то, что написано. Рихтер в этом плане образец. Другие играют с некими вариациями, добавляют многое от себя. Интерпретация каждого пианиста будет отличной. В этом есть и плюс, конечно, творческая обработка своего рода. Что-то удаётся, а что-то нет. Если Рихтер исполняет чётко, то Гульдт может очень сильно изменять. Получается совершенно другое прочтение музыки. Для меня Рихтер играющий Баха, гораздо правдивей, чем тот, кто играет его со своими привнесениями.

А влияние Рихтера на себе ощущаете?

Да, наверное. Хотя бы в том, что он занимался очень много. Есть задача и её необходимо выполнить. Для пианиста – это путь длительных репетиций, изнурительных порой. С тем же Рихтером. Когда-то он играл какую-то сонату Прокофьева и ему сказали, что одно место очень получилось. На что он ответил: «Я потратил 7 часов на это». Он считал необходимо заниматься по 3 часа. У него была «книжка долгов» и он их отрабатывал, если играл в день меньше. В фильме он говорит, что не занимался по 12 часов. Нет, занимался. Мне ребята говорят, чего ты целый день занимаешься. Я прихожу летом и целый день провожу за фортепиано. Жарко и потому я лучше проведу целый день в репетициях, чем просто потрачу время ни на что. Чтобы что-то получилось надо пахать, по-настоящему пахать

Есть люди, которые не знают о том, что есть другая музыка нежели та. что звучит в ночных клубах, по радио, на музыкальных точках...

Кто хочет, тот узнает и найдёт. И придёт туда, куда нужно. Есть всегда какие-то варианты. Одни просят милостыню, другие пашут. Одни говорят, репитирует тот, кто играть не умеет. Ничего подобного. Кто играет хорошо, будет репетировать, чтобы быть ещё лучше, совершенствоваться. А кто ничего не хочет, тот будет ждать с моря погоды. Господь всем даёт, солнце на всех светит. Но надо работать, чтобы чего-то серьёзного добиться.

Есть досуг какой-то и чем заполняете свободно время?

Ну, да. У меня ненормированный рабочий день. Могу проспать полдня, а потому полночи репетировать. Но лучше так, чтобы в 8 утра стал заниматься, потому днём отдохнул и стал работать вновь. Так как бы два дня из одного получается. Это идеал, но не всегда так получается.

На досуге рыбалку люблю настоящую (смеётся), биллиард, с друзъями посидеть, водки выпить много. Но это чревато. Ну одно из основного – это занятие с ребёнком, конечно же. Но времени на всё не хватает.

Как Вы думаете, классическая музыка не рассчитана на широкую публику? На концертах мало людей и вообще, наверное, слишком тонкие ненужные переживания вызывает? Как привить можно нужду в этой глубине?

Я считаю если исполнитель сам через себя пропустил всё, что он играет. то на 90% в зале будет тоже самое. Исполнитель должен чувствовать очень чёткие эмоции, то это передастся публике. Это в момент игры он сам переживает и чувствует. Когда-то после исполнения 2-го концерта Рахманинова я видел красные глаза у подходящих ко мне с цветами людей. Я вижу, что их вставило. Значит я прочувствовал это сам, а не просто отработал. Можно ведь просто отработать и отхватить денег. Это не то. Самый кайф-то именно в этом – публика с красными глазама после концерта. Значит ты достал их, сделал всё, что мог. Значит у тебя получилось то, ради чего ты просиживаешь много часов репетиций за фортепиано. Значит искусство в тебе живо и есть те, кому это нужно...

 

 

_____________________________

вернуться к списку бесед

MEETINGS

 

Hosted by uCoz