…роль Ленона сыграет Гарри Поттер или кто-то,
кто подойдёт по очкам…
группа «Конец фильма»
Одна из характерных черт постмодернистской культуры - радикальное смещение от реальности к игре и последующая утрата различия между ними. Сами понятия «реальности» и «жизни» как нечто отличное от театральных постановок и карнавальных представлений подверглись иронии и критике сначала на высоте элитарного интеллектуализма, а затем в низинах повседневного массового сознания.
Каждый из нас однажды стал свидетелем того, как несколько человек стали «жить перед камерой» за стеклом. И эта прозрачная перегородка стала символом новой эпохи – торжества тотальной прозрачности, в которой обнажение уже более ничего не открывает. Произошёл незаметный и тихий отказ от частной жизни, принесённый в жертву желанию быть показанным и воспринятым кем-нибудь. Никто уже не в состоянии представить свою жизнь без элементов «реалити-шоу».
«Реалити-шоу» растут как грибы после дождя и в количестве, и в разнообразии, отвоёвывая пространство у мыльных опер и бандитско-милицейских сериалов. Нет смысла размышлять о причинах успеха их популярности, а иначе придётся задуматься о том, почему вообще проводишь часы у телевизора или Интернета и не остаёшься один на один со своей собственной жизнью. Откуда вообще реалитифобия? Почему просто reality – это серо и скучно, а действительно скучная до тошноты многолетняя тусовка «строителей отношений» из модного « reality - show » - это какой-то сверхценный идеал, к которому можно отчаянно устремляться в самых светлых душевных порывах?
В конце 80-х прошлого века общероссийским ритуалом стал просмотр многосерийной эпопеи о выдуманных персонажах неизвестного доселе американского городка, ныне героями стали простые boys & girls возможно даже из твоего города, которые по странному стечению обстоятельств оказались «по ту сторону объектива видеокамеры». И теперь их незатейлевую возню в попытке устроить свою личную жизнь наблюдают на экранах тысячи точно таких же boys & girls …
Реалити-шоу это и не жизнь, и ни театральное представление. Нечто среднее. Какой-то зазор между настоящей жизнью и настоящим шоу. И в этом зазоре проводят годы и те, кто отчаянно ринулся в омут стеклянного бытия, и те, кто пожертвовал драгоценным временем для того, чтобы наблюдать за жизнью «стеклянных человечков». И откуда-то возникает глубокая уверенность в том, что невозможно даже задать вопрос: почему?