Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

записная веб-книжка
А.Е.Соловьёва
(никнэйм: A.C.Philosopher)

Колонка в журнале "Absent"

NOise

 

… я могу простить им всё, но можно ли простить шум и грязь?

  Г. Розендорфер. Письма в Древний Китай

Долго живя в городе, ощущаешь, как притупляются чувства. Сложно остановиться на чём-то взглядом, прислушаться, уловить особенный запах. Всего слишком много, невозможно выбрать, всё агрессивно призывает обратить внимание на себя. И фон этому - шум. Тотальный шум, непрекращающийся почти никогда. Невозможно представить клочок городского пространства, в котором ты сидишь и слушаешь тишину. Такого не будет. Но есть и обратная сторона медали. Шум уже не давит. К нему не просто привык, без него уже не можешь. Дома обязательно звучит радио или работает телевизор. Даже тогда, когда их никто не слушает и не смотрит. Просто фон. Тишина расточает. В тишине есть что-то настораживающее и неуютное, какая-то незримая напрягающая пустота.

В древних традициях к тишине стремились, в ней видели условие для внутреннего исцеления и обретения гармонии. Тишина и молчание в самых разных культурах ценились, в них искали ответа на самые существенные вопросы. Внутреннее молчание было условием приближения к себе и пониманием того, что всегда оказывается незаметным в бесконечной беготне и шуме мира.

Ныне по-другому. Отсутствие шумового фона приводит к депрессии и расстройству, шум уже давно стал частью внутреннего мира, того бесконечного галдежа и суеты, в которой пребываешь постоянно, свыкаешься и принимаешь как данность. Но разве для хорошего чтения, непопсовой музыки, серьёзной и глубокой беседы с кем-то не нужна именно тишина? Не перечёркивает ли её отсутствие саму возможность всему этому состояться? Не обрекает ли на невнимательное и беглое чтение, на мимо ушей пролетающие звуки, на постоянно срывающийся невнимание и нечуткостью диалог?...

Приехавший из средневекового Китая в современную Европу герой романа Г. Розендорфера «Письма в Древний Китай», соглашаясь простить коровье молоко и множество других странных вещей, никак не мог простить «большеносым» шум и грязь, которые они развели в своих городах. Но, может быть, он просто отстал от жизни? И тем более это всего лишь книжка, далёкая от действительности нашего существования, в котором каждому необходимо во что бы то ни стало двигаться в ритме и поспевать, стать частичкой шумящего городского потока, а иначе…

___________________________

вернуться к списку статей

COLUMN

 

Hosted by uCoz