Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

записная веб-книжка
А.Е.Соловьёва
(никнэйм: A.C.Philosopher)

Колонка в журнале "Absent"

НЕУМЕСТНЫЕ ЧУВСТВА

картина Рене Магрита. Lovers

 

...без причины

Несколько раз замечал как во время просмотра фильма или спектакля там, где нужно сдержать свои эмоции, проявить сострадание или просто отказаться от любого выражения чувств на какие-то мгновения, чтобы дать событию войти в душу и быть действительно воспринятым, раздавался точечный смех. Смех, который перечёркивал смысл происходившего, оставляя его за пределами нашего внутреннего мира, отказывая ему в возможности быть принятым. Для иллюстрации несколько примеров. Финальная сцена фильма «Амели». Главные герои наконец-таки встречаются в её квартире и вместо страсти, пастельного ажиотажа, мы созерцаем несколько целомудренных поцелуев. В эти мгновения в зале кинотеатра вспыхивают очаги смеха … Другая история. Нашумевший спектакль Е. Гришковца «Как я съел собаку». В спектакле много забавных ситуаций. Но есть как минимум одна совершенно не забавная – описание сцены с русскими моряками, которые, попав в окружение вражеской флотилии, готовятся умереть. И вновь, словно по мановению таинственного дирежёра-самодура кто-то срывает очередную попытку устоять в понимании смехом. И ещё одна история. Классическое произведение советского кинематографа, фильм Г. Данелия «Афоня». Сцена танцующего в ресторане Афанасия Борщова под песню «Милый чё, да милай чё, навалился на плечё-о…». Сцена, раскрывающая трагизм человеческого существования, когда, словно в самозабвении шаманского транса, герой перемещается по кругу (не хватает бубна или варгана), совершая таинственные пассы. Напарник по распитию алкоголя, в такт песни жуёт пельмени. И здесь тоже хочется смеяться …Чуть приглянувшись к себе найдём не мало подобных историй и в реальной жизни, когда мы съезжаем на иронию, смайлики и прочие атрибуты смеховой поп-культуры, не в силах выстоять в серьёзности и пережить какое-то событие или встречу в его подлинности. Электронная почта, sms -ки, часто закавычены и пронизаны иглами бессмысленного желания засмеяться «просто так». Эдакое навязчивое настроение не быть серьёзным, смеяться «пустым смехом», непривязанным к смешной шутке или забавному случаю. Смех всегда на поверхности, легко срывается с неё. Настоящие чувства молчаливы, они прорастают из внутренней глубины. Искренность связана с большим риском остаться не понятым, её нужно камуфлировать, в ней тяжело удержаться. Очевидно, что она напрягает и тебя, и другого. Иное дело лёгкая ирония, сопровождающая речь, ни к чему не обязывающая и ничего не требующая. В ней легко ощущаешь себя, шутливость помогает забыть о нелёгком бремени «жизни наугад», окружать себя бронёй пустословия и пребывать в эйфории отказа от трудности существования. Существования, которое требует отваги от каждого из нас, просто потому, что нам нужно прожить свою собственную жизнь, не теряя себя в чужих ожиданиях...

  _____________________________

вернуться к списку статей

COLUMN

 

Hosted by uCoz