Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

записная веб-книжка
А.Е.Соловьёва
(никнэйм: A.C.Philosopher)

Колонка в журнале "Absent"

ВГЛУБЬ, NEMO!

…если долго всматриваться в бездну,

бездна начинает всматриваться в тебя…

Ф. Ницше

Скольжение по поверхности и постоянство увлечения этим скольжением обрекает человека на беспамятство относительно глубины. Всякого рода глубин – взгляда, радости, горя, души. Незаинтересованность в глубине характерная черта культуры, сконцентрировавшей своё внимание на поверхности. Рекламный слоган о ничтожности имиджа и силе жажды – пустая мечта или всего лишь оригинальный PR -трюк, потому что в конструировании имиджа последняя надежда обрести себя.

У древних часто находишь призывы к познанию себя, к необходимости во что бы то ни стало заглянуть во внутреннюю бездну своей души и выдержать её взгляд. Им казалось, что поиск себя, прорыв к тому, что скрывается за гражданским статусом, набором социальных ролей, сиюминутных представлений о себе - дело жизни. Почему? Кажется, что в то, далёкое от нас время этот вопрос не мог даже возникнуть, и сейчас его не задать, но уже совершенно по другим причинам. Древние искали себя. Современность живёт бегством от этих поисков. Кто ты? Пустой и глупый вопрос. Читайте анкету-резюме, прорисовывающую кого-то из миллионов работающих людей. Но бывает же иначе.

…Вы смотрели, наверное, видеоэпос «оксфордских ангелов» из Radiohead на композицию Just . Человек в деловом костюме идёт по тротуару, останавливается и ложится прямо на асфальт. Он молча лежит, притягивая к себе обеспокоенных несуразностью такого положения дел зевак. Они тщетно добиваются от него объяснения причин: почему ты здесь лежишь? Но он только просит оставить его одного и позволить лежать ему на этом месте. Наконец, они уговаривают этого человека рассказать им, что побудило его лечь посреди тротуара прямо на асфальт… После короткого монолога вся группа собравшихся лежит рядом с ним. Это повествование пробудило во мне очень чёткую интерпретацию происходящего: человек, выпадая, может встретиться с собой. Теряясь в зазеркалье социальных ролей, чаще останавливаемся на неком воображаемом представлении о себе. Посмотрев в зеркало, увидев поверхность своего лица, каждый мысленно говорит себе: «Это я». Но, чем громче звучание этого внутреннего голоса, тем более далёким это самопонимание становится. Кто я? Беглый взгляд в зеркало – слишком короткий срок, чтобы выяснить ответ на вопрос, которому так много времени уделяли древние.

…Выпавший из Just встретился с чем-то, отменившим его полную тождественность деловому костюму и увиденному тысячу раз в зеркале выражению лица. Это выпадение открыло ему нечто о себе совершенно неизвестное. Он сорвался в глубину. Поверхность льда, по которому скользишь, проламывается и вдруг…бездна океана и Nemo , которого ищешь – ты сам…

____________________________

Вот как-то пришла в голову мысль некоторые комментарии дать к одной из статей. В итоге получилась такая расшифровка текста (расшифровка ли?:):

•  «Вглубь, Nemo !» - игра смыслами – Немо – это и капитан Немо, спускавшийся глубоко под воду, и персонаж известного мультфильма, который перешагнул границу, и индеец из фильма Джармуша «Мертвец», и просто этимологическая игра с «Никто», который составляет подлинную онтологию, того «кто», которое теряется в «человекосамости» (М. Хайдеггер);

•  Цитата о бездне и сама фигура Ницше – это идея отрешения от всякого маленького, уютного жития, ни на что не решающегося, боящегося нового и рискованного;

•  первая фраза текста - перефраз ходовой цитаты в гипертексте моего сознания «человек глубоководное существо, а потому длительное пребывание на поверхности грозит ему смертью» (некто Блюменкранц - автор);

•  Отказ от глубины – ключевая идея постмодернистской философии и культуры наших дней (особенно в лице Фуко, Делёза, говорившего о «ризомности современной культуры»).

•  насчёт рекламного слогана Sprite ("имидж ничто - жажда всё"). Ирония в чистом виде. Буд-то бы я в словах из рекламы газированного напитка о «жажда, которая всё» вижу нечто большее, чем рекламу этого самого напитка. Буд-то бы это онтологическая жажда обретения истины себя , вместо деланного имиджа, который действительно «ничто» (опять таки игра смыслами nemo и ничто – близкие вещи;

•  Древность/современность – не хронологическая оппозиция, а смысловая. Древность тождественна основательности. Современность – ветрености, неопределённости, «наугад»;

•  Radiohead – не просто команда рокеров, но именно интеллектуальный рок. Рок людей, закончивших Оксфорд. Это тоже встроенный подтекст;

•  Рассказ о клипе принципиально незакончен. Двойное отсутствие окончания. Потому что и клип оставляет в неопределённости и в данном тексте призыв к просмотру клипа. Так как он наводит на определённые размышления, а в этом смысл текста.

•  Выпадение и глубина – занятно то, что (сейчас только до конца понял это!), что лежащий в видеоклипе, несмотря на горизонталь поверхности, упал и продолжает падать в некую глубину (встречи, со-присутствия…).

•  Поверхность льда и её взлом – очень громоздкая и почти незаметная отсылка к Витгенштейну, который стремился сделать «идеальный язык», в котором каждое слово означает только нечто одно и конкретное. Но разочаровался в этой идее, сказав, что такой язык – лёд, лишённый трения и по нему нельзя ходить… В этом контексте интересен проламывающийся лёд.

  _____________________________

вернуться к списку статей

COLUMN

 

Hosted by uCoz