Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом по философии

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

              записная веб-книжка 
              А.Е.Соловьёва 
              (никнэйм: A.C.Philosopher)

 

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ... В СИМУЛЯКРЕ?

 

Киношно-мультяшное существование на границе между реальностью и театром – вот он симулякративный мир сбывающихся мрачных пророчеств Жана Бодрийара: телевизор, работающий всю ночь в пустом номере гостиницы, наркотическая зависимость от шопингового брожения в гипермаркетах, невротичная мимикрия одномерного человека, теряющегося в мегаполисе … О судьбе человека в эпоху постмодерна Absent вопрошал доктора философских наук Тамару Петровну Матяш, которая поделилась с нами своим видением культурной ситуации и того, что происходит с нами в нынешнее время…

 Нашу эпоху иногда называют «эпохой неизвлечённого смысла», в которую сознание человека вновь погружается в мифологическое состояние, характерное для древних культур. Человек благополучно чувствует себя, отказавшись от мышления, от необходимости ответить на вопрос «кто он» и «зачем всё это». Что Вы думаете об этом?

 Мне кажется (и я в этом мнении не одинока), что наша эпоха бездумна. Может показаться, что каждый человек живёт и действует в согласии с какими-то целями и надеждами, но все эти мелочные задачи обеспечения своей комфортности уводят человека в какую-то даль от глубинного понимания того, кто он и зачем живёт. Ярким подтверждением этому служит отсутствие идеологии у правящей ныне политической партии. Это свидетельство того, что смысловые узелки очень трудно завязываются в нашей культуре, всё как-то растворяется и не может ничего устойчивого возникнуть. И возникает вопрос: что же делать в этой смысловой потерянности? Что-то в жизни должно измениться. Уже в конце Х IX в. многие мыслители писали о наступающем времени торжества культуры «среднего европейца», который станет мерилом всех и вся, показателем того, чем нужно жить и как нужно относиться к себе. Тогда люди боялись того, что планка для ответа на вопрос «в чём смысл жизни человека» сильно опуститься. И вот всё это сбылось и продолжает сбываться. Полный отказ от нравственного измерения жизни, от того, что человек не может быть сведён только к «пожиранию хлеба» (У. Эко), завёл нас в тупик: обретая материальное благополучие и «хорошую жизнь» человек чувствует себя опустошённым и лишённым чего-то существенного, чего-то очень важного и утраченного в житейской суете, о чём тихо ноет его душа. Вот в этом измерении, мне кажется, необходима медленная и кропотливая работа по возрождению внутреннего мира человека.

Современное «общество потребления», ориентированное на бесконечный шопинг переносит центр культуры с театров, музеев, даже кинематографа в гипермаркет. Там все чаяния и надежды, в нём есть всё. И потому мир гипермаркета это нечто сродни новой религии, только без священного компонента. В «Бойцовском клубе» звучит пророческая фраза: «человек стал рабом вещей». Эта «омрачающая близость вещей» захватывает человека полностью. Что Вы думаете об этом?

 Да, я полностью согласна с таким восприятием дел. Гипермаркет – это пространство полного удовлетворения всех потребностей. Но остаётся ещё одна, забытая уже почти потребность – духовное измерение жизни, которое не может быть сведено к тому, что выражено в слогане Pepsi Cola : «бери от жизни всё». Искушение вещами самое сильное и ему очень сложно противостоять. В каком-то романе Стругацких тоже есть образ мистической ямы, которая поглощает вещи и в итоге самого человека.

Классик политэкономии К. Маркс писал, что до наступления капитализма отношения между людьми были личностными. В капиталистическую эпоху они стали вещными. Вещи выстраивают нам перегородки. Всё тяжелее друг друга понять и общаться между собой. Человек, ориентированный на потребление вещей, на постоянное погружение в мир товарно-денежных отношений теряет что-то существенное в себе, сам перестаёт быть глубоким и воспринимать другого, в его внутренней глубине. Ведь до сих пор философы не знают, откуда появились первые буржуа: люди, живущие ради денег и тратящие всё свободное время на зарабатывание денег. Это загадка и её уже поздно разгадывать, наверное. Это уже свершилось, мы ничего с этим поделать не можем. И я хочу процитировать русского философа К. Леонтьева, хотя знаю, что его слова вряд ли кому-то понравятся вообще. Но вот он говорил: «Не нужно хорошо жить». Хорошо жить в материальном плане это, скорее всего, потерять себя. Я не против того, чтобы у человека был достаток и благополучие. Нет, ни в коем случае, это необходимо. Я о другом. Нельзя полностью уйти в обеспечение материального благополучия как некой самоцели. На этом пути человек себя обязательно теряет, забывая о себе.

Но ещё мне хотелось бы отметить другую сторону этого вопроса. А именно эстетический ракурс отношения к вещам. Эстетизм и стремление к красивому – это совершенно другое. Подобрать свой стиль, тональность очень важно. Я смотрю как молодые люди, особенно девушки, прекрасно одеваются, и я восхищаюсь этой способностью. Изумительно подобраны тона, какой-то аристократизм. Мне кажется, мы так не могли, это только в современном поколении проявляется. И здесь важно, что это делается именно без подачи себя, между прочим. В этом аристократизм, в этом подлинный стиль. Девушка одевается так и это получается непринуждённо, без натяжки и желания обратить на себя внимание. Вот такое эстетическое отношение к вещам побеждает вещизм как рабство вещам. Стремление к красоте облагораживает. Вкус к красивому выстраивает душу, настраивает её на иной лад. Это чувство вкуса, по-моему, имеет прямое отношение к нравственной проработке души, оно есть свидетельство того, что душа у человека не глухая. Проявить себя в стиле, в стилистике тела – это тоже творчество. Непринуждённо быть красивой – это талант и реализация творческого начала в человеке. Вспоминаю эпизод из своей жизни. Я остановилась на остановке и минут пять с восхищением смотрела на молодую девушку, которая совсем не обращала внимание ни на кого. Как она стояла, как она была одета, какое было выражение лица. У меня в душе всё замерло, я думала: «Боже мой, какая красота! Почему никто не остановится и не посмотрит на неё?» Я испытывала глубокую благодарность за это произведение искусство, миниатюру красоты в нашем грязном мире.

Жан Бодрийар в своё книге «Америка» приводит пример: в пустой гостинице вечером работает телевизор, который никто не смотрит. Что нам помогает понять этот образ?

 Пространство и время создаются нами. Чувство со-присутсвия ведь очень довлеет над нами. Рядом с близким человеком нам хорошо, с тем, кто нам неприятен, нам тяжело находится рядом. Но как бы то ни было пространство невозможно без человека. Нет объективных пространства и времени, о которых нам говорили в школе. Бодрийар хотел показать, что окружающее пространство, которое создано человеком, его же и вытесняет. Человек не нужен. Наша комната, место нашего проживания вытесняется техникой, созданной нами же. Наше желание постоянно усиливающегося комфорта: пульт сам нажимающий кнопки и делающий всё за нас. Итогом такого пути по созданию телесного комфорта является исчезновение самого человека, как того, для кого этот комфорт создаётся. Бодрийар хотел обратить внимание читателя на факт. Телевизор, работающий сам для себя, которому не нужен зритель. Самодостаточный телевизор – эпохальный образ. Печальная констатация того факта, человек как личность стирается, растворяется в собственном комфорте, незаметно исчезает в нём.

Наш мир всё более напоминает «Матрицу», где очень сложно провести границу между реальностью и выдумкой, подлинной жизнью и симулякративным миром (миром иллюзорным, ярким примером которого является реклама продуктов, способных доставить человеку полное счастье). Русская мыслительница Т. Горичева сказала, что с симулякром нельзя бороться, в нём нужно научиться жить. Возможно ли это?

 Тема симулякративного мира всегда присутствовала в человеческой истории. Но именно в наше время она прорвалась и захватила собой всё происходящее. Виртуальный мир компьютерных игр, рекламы, новостных потоков, отражающих факты по заказу. Мир, пропитанный ложью и иллюзией, в котором уже почти нет контакта с реальностью. Это и есть симулякративный мир. Научиться жить в этом мире наша обязанность, потому как мы сами его создали. Вырваться в какой-то реальный мир уже невозможно, его нет. Наш

мир всё более похож на картины сюрреалистов, но разница в том, что мы не можем покинуть выставку, так как мы её часть. Привычка жить в этом приучает нас заниматься бесплодной фантазией, кому-то суждено сойти с ума, кто-то лишённый воображения и чувств будет просто зарабатывать деньги…

Но как всё же быть тем, кто не хочет просто кушать, просто подпевать популярной песне, просто смотреть или не смотреть телевизор…Есть надежда на то, что можно обнаружить какие-то каналы встречи с подлинной жизнью, которая отвернувшись от нас, может всё таки при отваге и твёрдом намерении с нашей стороны повернется к нам вновь?

 Человеку нужно не просто вырваться из пут симулякративного мира, ему нужно прорваться ещё глубже. Мне думается, что в человеке есть это стремление, оно не убивается ни чем, просто замирает где-то внутри. Но совсем искоренить его невозможно. И вот мало того, чтобы просто выехать на природу смотреть на деревья, слушать поющих птиц. Этого не хватает. Это как-то благоприятно действует на душу, но существенно ничего не меняет. В симулякративном мире очень ущемлена сфера переживания, эмоциональная сфера…

Спустя много лет мне вспоминается один эпизод. Мне было всего 16. Я увидела луч света, падающий на пол, и в тишине этого света находятся танцующие пылинки. Простое воспоминание об этом событии вызывает у меня непередаваемые чувства. Подкатывается что-то тёплое, мягкое, радость и счастье заполняют душу … Мне кажется, что в современном мире – и в этом его главная беда – становится почти невозможным увидеть такое. Полностью атрофированы те душевные струны, которые отзываются на эту тихую незаметную красоту мира. Никто не знает, как разрыхлить душу современного человека, чтобы она смогла увидеть нечто такое, но увидеть это необходимо, иначе человек никогда ничему не научится и никогда ничего не поймёт…

P/S Симулякр - ввёл понятие в широкий философско-культурологический обиход Жан Бодрийар. именно его томик "Симулякров и симуляции" Нео из "Матрицы" использует в качестве тайника. Симулякр означает нечто, что не отсылает ни к какой реальности, кроме пустой мечты или иллюзии. Реклама вся построена на симуляции вещей.

_____________________________

вернуться к списку бесед

MEETINGS

 

Hosted by uCoz