Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом по философии

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

              записная веб-книжка 
              А.Е.Соловьёва 
              (никнэйм: A.C.Philosopher)

 

У ГРАНИЦЫ МИРА

 

 

Людвиг Витгенштейн сказал: граница моего языка – это всегда граница моего мира. И под речью можно понимать не только поток слов, но и самые разные способы выражения человеком своих мыслей, переживаний, эмоций. Кому-то ближе рисование, кому-то танец или музыка ... Беседуя с гитаристкой и преподавателем Ростовской государственной консерватории Ольгой Каморник, Absent учился понимать язык классической гитары и пытался постичь то, каким образом меняется мироощущение человека, посвятившего себя игре на этом музыкальном инструменте с младенческих лет…

 На твоей вэб-страничке прочёл, что игрой на гитаре ты занимаешься с шести лет. Всегда отношение к этому занятию было столь серьёзным или в детстве только на уровне шалости и забавы?

 К сожалению, да (смеётся). Всё было по жизни серьёзно. Первое и единственное увлечение, оставшееся таким на всю жизнь. В каком-то смысле оно зависело от установки родителей, но не могу сказать, что с моей стороны не было поддержки. В шесть лет уже были какие-то конкурсы, концерты. Я к этому всегда ответственно относилась. Эдакое увлечение вселенского масштаба (смеётся). Да, вроде хватало времени и по-детски пожить. Каникулы разные, ну и мама у меня по профессии спортсмен, а потому всё, что касалось побегать-погулять, было под контролем и имело реализацию. Никакой внутренней ущербности за якобы утраченное детство я не чувствовала и не чувствую поныне. К тому же ещё, со второго класса я училась в музыкальном лицее, где вместе с общеобразовательными предметами была группа музыкальных дисциплин. Свободного времени хватало, и его можно было потратить как на занятия музыкальным инструментом, либо же на какие-то детские игры. После одиннадцатого класса поступила в Ростовскую государственную консерваторию.

Игра на гитаре каким-то образом меняет мироощущение? Художник иначе видит цвета, оттенки, что-то похожее происходит с музыкантом и возможно это передать публике?

 Едет крыша (смеётся). Игра предполагает переживание. Невозможно просто что-то технически верно играть. Нужно это суметь прочувствовать и затем уже передать публике. Любое осознанное высказывание читаемо людьми. И это касается самых разнослойных аудиторий. Это не зависит от того, слушает ли человек классическую музыку постоянно или нет. Это абсолютно неважно. И не важно, сколько нот будет тобою сыграно, важно только как это будет сделано. И от внутреннего настроя уже зависит результат. Относительно первой части вопроса могу сказать следующее. Я не могу слушать конкретных исполнителей, потому что они не чувствуют того в музыке, что мне кажется близким и приемлемым. Музыка – это определённый текст, передающий информацию о некоторых эмоциях и переживаниях. Если она читабельна, то она принимается. Если нет, то мне не понятно, что этот исполнитель делает на сцене. Музыка для меня делится не только по композиторам, но и по интерпретаторам, которые её воспроизводят. Ещё один нюанс: нам не нравится то, чего мы не понимаем. Есть вещи, которым я ещё учусь и которые мне ещё необходимо осознать. Уже всё знающий человек – это аномалия. Я вполне допускаю, что могу не достаточно владеть языком, на котором выражает себя некий исполнитель музыкального произведения.

Честно сказать я тебя сейчас даже несколько не узнал. Во время концерта ты выглядела как-то иначе …

 Да уж. Когда я пришла в филармонию за час до концерта, то узнала, что его отменили и все работники филармонии ушли домой. Зал закрыт, темнота. Кто сказал? Не понятно. Начались звонки, суета. А концерт отменять нельзя, афиши висели … И вот я вместо того, чтобы репетировать и готовиться к выступлению вынуждена была бегать, кричать, собирать всех и подготавливать своё выступление. Потом оказалось, что и билеты не заказали, и вход свободный. Нонсенс, но факт. Ну, в общем, и настроение было не важное, конечно, слишком много сил было потрачено на совершенно не касающиеся меня вещи.

Такой вопрос ещё терзает. Во время концертов кто-то постоянно щёлкает фотоаппаратом, звенит телефон, кто-то шуршит пакетом или ещё какие-то шумы издаёт. За время многочисленных выступлений удалось выработать иммунитет к таким явлениям, затрудняющим исполнение музыки?

 Мужчину с фотоаппаратом прибить хотелось (выражение лица решительное и грозное:). А так опыт богатый конечно. Постепенно привыкаешь. Не такое было. Фотоаппарат это ещё довольно слабо. Была девочка на первом ряду пересыпающая монеты из одной руки в другую в течение двенадцати минут твоего выступления. Или орущий в течение всего концерта грудной ребёнок, крик которого слышен даже тогда, когда его вынесли из зала. Шум – это не то, что отвлекает исполнителя, а то, что мешает слушателю. Мне уже многое не важно, за годы выступлений способность адаптации к любым шумам достаточно выросла. Но отвлекает не только шум, а также и визуальный ряд. Мы сидим вот здесь и всё вроде должно быть чем-то сакральным, а то, что нас окружает (нас окружал непрекращающийся шум человеческих голосов, ободранные сиденья, бегающие дети…) как-то мало соответствует тому, что в этом здании должно происходить. У меня маленькая роль, а подготовка к прослушиванию музыки начинается задолго до выступления и к нему располагает всё, от самых незначительных мелочей: хорошая мебель, свет на сцене, корректные соседи, организация пространства в целом … И меня не столько шумы добивают, сколько забывчивость уборщицы, которая не подмела или ободранный стул в зале, который нарушает полноту положительного восприятия музыки.

А какая-то другая музыка, кроме классической гитары возможна для тебя?

 Не скрою, что сама я участвовала в достаточном количестве коммерческих проектов, за которые платят очень неплохие деньги. Эта музыка проще, от неё легче получить удовольствие. Она проще воспроизводится. Ну, например, прошлой зимой мы ездили в Германию в коллективе из четырёх музыкантов. Было такое специфическое музыкально-театральное представление. Мы играли зарубежные хиты 80-х - 90-х гг. И самое интересное, нам потому сказали, что мы «несли культуру в массы». Мы долго смеялись, потому что думали, что это был всего на всего коммерческий проект. Я вполне допускаю своё участие в каких-то подобных проектах и в принципе положительно отношусь к самым разным музыкальным течениям.

В продолжении темы. А дома на кухне, в одиночестве не бывает желания что-то иное, неклассическое поиграть?

 Для того, чтобы прийти в себя и выразить какие-то тонкие переживания, то именно Бах более всего и подходит. Это сложная музыка, но и степень выразительности у неё на порядок выше, чем у какой-либо рок - песни типа Гребенщикова.

Ты ведь ещё и преподаёшь в консерватории. Как ты себя понимаешь в этой роли, что для тебя преподавание?

 Мне кажется, более всего важно заинтересовать человека, помочь ему стать интересующимся. Потому как именно интересующийся человек, может стать интересным музыкантом. На человеке может быть прекрасный костюм, о нём можно что-то говорить хорошее, но вот он выходит на сцену и его слушать невыносимо.

Ко мне после концерта подходят порой люди и спрашивают, даю ли я частные уроки. А у меня сразу возникает ответный вопрос, а чему Вы хотите научиться? Я очень скучный педагог для тех, кому нужно научиться играть песню под три аккорда. Не могу я этому учить. После концерта у этих людей возникло ощущение, что я могу их этому научить. Музыка, которую я играю, имеет ли отношение к тому, что им нужно? А им нужна песня под три аккорда, чтобы человек играл эти три аккорда и пел под них какую-то песню. Но я не пою на сцене, во-первых, а во-вторых, эта музыка принципиально иная. Она очень отличается от их потребностей.

Когда нужда заставляла, я давала частные уроки людям, участвовала в компромиссных проектах, но это скорее исключения. Я стараюсь выстроить свою деятельность таким образом, чтобы эти исключения не становились правилом. Это трата времени впустую, ты упускаешь что-то важное. Вместо реализации каких-то серьёзных вещей, ты гоняешь мысли в голове, травмируешь себе нервную систему. В этом смысле я очень принципиальный и даже конфликтный человек.

Представь. Ты проснулась утром, и подобно герою рассказа Кафки (там он в насекомое превратился, но это не важно) тебя лишили способа нормального существования – гитару отняли. Не важно кто и по какой причине. Просто сказали, живи, как хочешь, а гитары нет. Что делать будешь?

 У меня принцип такой: если можешь чем-то не заниматься, то лучше занимайся каким-нибудь другим делом. Здесь не может быть компромиссов. Надо искать какую-то другую форму реализации. Мне кажется это ущербность, когда человек всё ищет, ищет и не может себя найти, его всё не устраивает, он никак не способен определиться. Я это нашла и это моё, никуда не хочу от этой сферы уходить.

Ну и напоследок. Как ты отдыхаешь?

 Если честно, то отдыхать я не очень умею. Есть короткие периоды в жизни, когда очень хочется отдохнуть. Жизнь очень насыщенная. Плотный график концертов, занятий в консерватории. Но есть какие-то пределы. И тогда либо отдых-уединение, либо активный отдых – спортзал. Самый приятный отдых возникает спонтанно. Едешь куда-то на гастроли. У тебя есть одно конкретное задание, и больше ничего нет. Всё остальное решено, готово, есть комфорт. Вырваться из рутины, это и есть настоящий кайф.

 

_____________________________

вернуться к списку бесед

MEETINGS

 

Hosted by uCoz