А.Е. Соловьёва
Подготовка к занятию: изучение литературы к теме, лекции и материалов во вложенном файле.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Раздел 1. Главы 2-4.
2. Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник. Глава 1. §§ 3-5. Глава 2. §1.
3. Мотрошилова Н.В. Пред-наука и любовь к мудрости.//История философии.
4. Мамардашвили М.К. Введение в философию. §§ 1-2.
5. Щичалин Ю.А. Мудрецы и учёные. Софисты.
6 . Адо П. Что такое античная философия? Понятие философствования.
Хочу обратить Ваше внимание на следующий момент. Данная тема открывает собой триаду тем и наряду со следующими двумя темами - «Гносеология (теория познания» и «Философия науки» - составляет некое органическое единство. В связи с этим будут возможны некоторые повторы с одной стороны, а с другой некоторые неясности (например, можно было бы начать с темы «Гносеология», а затем уже перейти к рассмотрению определённых методов познания). И то, и другое неизбежно, а в то же время полезно: возникающие частные повторы необходимо для сохранения логической связи изучаемого материала. И кроме того, мне представляется возможным и даже необходимым двигаться по такой именно схеме, потому как в данной теме мы обратимся к общему рассмотрению методов философии и одновременно увидим какие проблемы и каким путём в философии ставятся и каким образом она их пытается решить. А в темах «Гносеология» и «Философия науки» разберёмся с этими вопросами более пространно и глубоко.
1 . Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Раздел 1. Глава 1. § 2. Глава 19. § 2. 2. Андрейченко, Грачёва. Философия. Учебник. Глава 6. § 3.
1. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия.
2. П. Рикёр. Герменевтика текста.
3. Р. Декарт. Рассуждение о методе. Глава 2.
4. Обзор философской методологии (во влож. файле)
Тема 3.1 Гносеология (теория познания).
Цель: освоить ключевые темы гносеологии как философской дисциплины, понимание различий между философским и научным познанием, изучение форм и принципов познания в философии и науке, усвоение ключевых понятий гносеологии.
Литература к теме:
Учебные пособия:
1. Андрейченко Г., Грачёва В. Философия. Учебник. Глава 3.§ 1. Глава 6. §§1-4.
2. Алексеев, Панин. Философия. Учебник. Раздел 3. Глава XIII .
3. Стёпин, Горохов, Розов. Философия науки и техники. Раздел 3. Глава 8.
Источники:
1. М . Хайдеггер. Время картины мира.
2. М . Полани. Личностное знание.
_________________________
Тема 3.2 Философия науки
Цель: предмет «философии науки», изучение направлений современной «философии науки» и основных подходов к анализу научного знания, усвоение основных понятий темы.
Литература к теме:
Учебные пособия:
1. Стёпин, Горохов, Розов. Философия науки и техники. Введение. Раздел 2.Глава3. Глава 10.
2. Кохановский В. П., Яковлев В. П. История философии. Глава 7. § 3. Позитивизм и постпозитивизм.
3. Штанько В.И. Философия науки ХХ века. Лекция.
4. Алексеев, Панин. Философия. Учебник. Глава 12. §§ 1-2
Источники:
1. Т. Кун. Структура научных революций.
2. Карнап Р., Ханс Х., Нейрат О. Научное миропонимание – Венский кружок.
3. И. Лакатос. Метод исследовательских программ
4. П. Фейерабенд. Против метода.
_________________________
Тема 4. Онтология (учение о бытии).
Уважаемые студенты!
Хочу обратить ваше внимание на то, что, приступая к изучению данной темы, Вам необходимо осознать особую взаимосвязь онтологической проблематики с православным богословием. Начиная с первых античных философов и завершая новейшей онтологией немецкого философа Мартина Хайдеггера, мы наблюдаем соприкосновение и органическую взаимосвязь опыта философствования и богословского мышления. В связи с этим характер рассмотрения данной темы будет иметь вполне определённый ракурс и, в большей степени, остановимся на античной онтологии…(см. лекцию)
Литература:
Учебные пособия и исследования:
1. Андрейченко, Грачёва. Философия. Учебник. Глава 3. §§ 2-4.
2. Асмус. Предисловие к «Метафизике» Аристотеля (фрагмент)
3. П.Гайденко. Проблема единого и многого у Платона.
4. П. Гайденко. Научная рациональность и философский разум. Онтология Аристотеля (фрагмент).
5.Л.П. Доброхотов. Категория бытия в классической западноевропейской философии.
6. Мотрошилова. История философии (фрагмент). Гераклит.
7. Богданов В.В. Понятие субстанции в классической европейской философии
8. Основы онтологии. Учебник. Античная онтология (от Фалеса до Аристотеля).
9. Борисов В.Н. О смысле категории «усия» в философии Аристотеля
Источники:
1. Фрагменты древнегреческих философов. Гераклит. Парменид.
2. Мартин Хайдеггер. Изречение Анаксимандра.
3. Мартин Хайдеггер. Бытие и время (фрагменты).
5. Карл Ясперс. Как сегодня понимается человеческое бытие.
________________________
Тема 5. Философия истории и культуры
Уважаемые студенты!
Хочу искренне попросить у Вас прощения за перенагруженность данной темы. Увидев ниже целых 10 контрольных вопросов, кому-то может показаться, что это слишком много, а ещё форум-семинар к тому же с чтением источников. Честно сказать, не знаю как выйти из этого положения, потому как тема действительно объёмная и вопросы, вынесенные на повестку дня стоят того, чтобы быть рассмотренными. Иначе представление наше о «философии культуры» и основных её тенденциях будет лишено адекватности и полноты.
К тому же, у нас всего одно учебное пособие на этот раз и основная часть вопросов рассмотрено именно в нём. Чтение же текстов для участия в форуме, на мой взгляд, является даже увлекательным и животрепещущим, что может стать своего рода компенсацией за труд по освоению материала для ответов на контрольные вопросы.
Учебное пособие:
1. Философия культуры. Учебник (фрагменты)
Источники:
1. Поль Рикёр. История и истина. (фрагмент)
2. Георг Зиммель. Большие города и духовная жизнь
3. Жан Бодрийар. Город и ненависть
4. Жан-Франсуа Лиотар. Заметки о смыслах «пост»
_________________________
Тема 7. Философия и аскетические практики «заботы о себе»
Тема связи аскетических практик «заботы о себе» (или «практик себя») с философией – была в центре внимания моего диссертационного исследования, но включение этой темы в контекст курса «Систематическая философия» обосновано не только субъективной пристрастностью к ней, но также и вытекающим из этого личного интереса более глубоким знакомством с литературой и содержанием проблемы. А из этого проистекает возможность более тонко и глубоко погрузиться вместе с вами в стихию историко-философского анализа конкретных источников при опоре на конкретный опыт, отражённый в моей диссертации «Историко-философский анализ феномена «заботы о себе» (подробнее см. лекцию к теме).
В итоге, основной аргумент в пользу изучения столь специфической темы – это сам факт того, что преподаватель в этой теме находится и может более чутко и тонко проследить знакомство и погружение в неё студентов. По личному опыту знаю, что только такой опыт и есть в подлинном смысле философствование. Любое стороннее наблюдение или поверхностное касание чего-либо именуемого философией не является условием для философии как некоего деяния-поступка сознания. Идея русского мыслителя М.М. Бахтина об «участном сознании» как условии подлинного понимания здесь как никогда актуальна…
Литература:
1. Фуко М.П. Герменевтика субъекта.
2. Фуко М.П. Забота о себе //История сексуальности. Т. III . //Раздел. Культура себя.
3. Адо П. Философия и философский дискурс //Что такое античная философия? (фрагмент)
4. Соловьёв А.Е. Историко-философский анализ феномена «заботы о себе».
Источники:
1. Платон. Алкивиад 1 (фрагмент).
2. Луций Аней Сенека. Нравственные письма к Луцилию (фрагмент).
3. Эпиктет. Афоризмы.
4. Антология кинизма. Диоген.
_________________________
Тема 8. Современная философия (1 часть): обзор направлений и школ
В рамках изучения этой темы нам необходимо ознакомиться с основными тенденциями в философии ХХ века, именуемой «современной (или новейшей) философией». Знакомство обречено быть фрагментарным и неглубоким по понятным для всех причинам – нехватка времени и большие объемы, а также содержательная «разношёрстность» и неоднородность современных способов философствования.
И, тем не менее, попытку мы эту осуществим, попытаемся сориентироваться в многообразном поле философского дискурса и выявить те характерные черты, которые ему присущи. Насколько нам это удастся – другой вопрос, но старание приложим…
Цель: знакомство с основными философскими течениями и направлениями философии ХХ века, понимание взаимосвязи между ними и специфических черт тех или иных философских тенденций в современной философии, усвоение понятийного аппарата и основ методологии.
Литература:
Учебные пособия:
1. Ильин И. Постмодернизм: от истоков до наших дней.
2. Ильин И. Поструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм.
3. Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи».
4. Сокулер З. Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени.
5. Кохановский В.В., Яковлев В.П. История философии.
Источники:
1. П. Рикёр. Конфликт интерпретаций (фрагмент: Герменевтика и психоанализ)
2. Л . Витгенштейн. Логико-философский трактат (фрагменты)
3. Л . Витгенштейн. Философские исследования (фрагменты)
4. Г .Г. Гадамер. Философия и герменевтика.
______________________________
Тема 9. Современная философия (2 часть):
ключевые темы философствования
Цель: более детально, чем в предыдущей теме остановится на ключевых вопросах и проблемах современной философии, всмотреться в конкретные концепции и самостоятельное критическое осмысление актуальных вопросов современной философии.
Литература:
Учебные пособия:
1. Кохановский В.В., Яковлев В.П. История философии .
2. Ильин. Постмодернизм: от истоков до наших дней.
3. Ильин. Поструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм
Источники:
1. Ж.Бодрийар. Конец социального или в тени молчаливого большинства.
2. Х.Ортега-и-Гассет. Восстание масс (фрагмент).
3. Г . Маркузе. Одномерный человек (фрагмент)
4. З. Бауман. История идентичности: от пилигрима к туристу (+Интервью)
5. У. Эко. Заметки на полях «Имени Розы»
6. Р. Барт Структурализм как деятельность
7. М. Фуко История безумия: в классическую эпоху (фрагмент).
8. Л. Витгенштейн. Философские исследования (фрагмент).
________________________
Тема 10.
Философия и теология: опыт соприкосновения в гуманитарном знании ХХ века.
Цель: знакомство с основными персоналиями «философствующих теологов» и понимание контекста соприкосновения философии и теологии в современном гуманитарном знании, прояснение основных тенденций взаимовлияния (негативного и положительного его аспектов), рассмотрение перспектив со-трудничества философии и богословия.
Литература:
1. Коначева С. Метафизика как онто-теология у позднего Хайдеггера.
2. Сидоров А.И. Христианство как философия или любомудрие по Христу.
3. Хайдеггер М. Феноменология и теология.
4. Митп. Иоанн Пергамский (Зизиулас). Личность и бытие.
5. Сигов К. Разрыв между этикой и онтологией.
6. Х. Яннарас. Хайдеггер и Ареопагит.
7. Х. Яннарас. Вариации на тему «Песни песней» (эссе о любви).
8. Соловьёв А.Е. «Детеологизация» онтологии в «Бытии и времени» М.Хайдеггера и современное православное богословие.
9. Соловьёв А.Е. Историко-философский анализ феномена «заботы о себе» (3 глава).
10. Бибихин В.В. Хайдеггер: от «Бытия и времени» к Beitrage.
11. Хоружий С.С. Философия и теология: старые и новые парадигмы взаимоотношений
вернуться к списку материалов