Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационная работа :

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

записная вэб-книжка

А.Е. Соловьёва

(никнэйм: A.C.Philosopher)

 

Курс "Систематическая философия"

__________________

 

Курс « Систематическая философия »

 

Цель курса: получение слушателями специальных знаний и навыков, необходимых для более глубокого усвоения различных богословских дисциплин.

Категория слушателей : специалисты, имеющие высшее образование.

Срок обучения : 6 недель, 120 часов.

Форма обучения: с частичным отрывом от работы, с применением дистанционных технологий в полном объеме

Режим занятий : 20 часов в неделю. График занятий определяется отдельно для каждой темы в зависимости от вида занятий и степени сложности той или иной темы.

 

Тема 1. Специфика философского знания .

Цель занятия: предварительное понимание специфики философского знания, его структуры и предмета; возникновения философии, его сходство и отличие от других формами культуротворчества, усвоение ключевых понятий по теме.

Подготовка к занятию: изучение литературы к теме, лекции и материалов во вложенном файле.

Ход занятия: ответы на контрольные вопросы, участие в обсуждении на форуме

Литература к теме:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Раздел 1. Главы 2-4.

2. Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник. Глава 1. §§ 3-5. Глава 2. §1.

3. Мотрошилова Н.В. Пред-наука и любовь к мудрости.//История философии.

4. Мамардашвили М.К. Введение в философию. §§ 1-2.

5. Щичалин Ю.А. Мудрецы и учёные. Софисты.

6 . Адо П. Что такое античная философия? Понятие философствования.

________________

Тема 2. Методология философии

Уважаемые студенты!

Хочу обратить Ваше внимание на следующий момент. Данная тема открывает собой триаду тем и наряду со следующими двумя темами - «Гносеология (теория познания» и «Философия науки» - составляет некое органическое единство. В связи с этим будут возможны некоторые повторы с одной стороны, а с другой некоторые неясности (например, можно было бы начать с темы «Гносеология», а затем уже перейти к рассмотрению определённых методов познания). И то, и другое неизбежно, а в то же время полезно: возникающие частные повторы необходимо для сохранения логической связи изучаемого материала. И кроме того, мне представляется возможным и даже необходимым двигаться по такой именно схеме, потому как в данной теме мы обратимся к общему рассмотрению методов философии и одновременно увидим какие проблемы и каким путём в философии ставятся и каким образом она их пытается решить. А в темах «Гносеология» и «Философия науки» разберёмся с этими вопросами более пространно и глубоко.

Цель: изучить основы философской методологии, овладеть основными категориями, понять связь философской методологии с методологией частных научных дисциплин, прояснить различие между методологией «наук о природе» (естественнонаучных дисциплин) и «наук о духе» (гуманитарного знания).

Литература к теме:

Учебные пособия:

1 . Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Раздел 1. Глава 1. § 2. Глава 19. § 2. 2. Андрейченко, Грачёва. Философия. Учебник. Глава 6. § 3.

Источники:

1. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия.

2. П. Рикёр. Герменевтика текста.

3. Р. Декарт. Рассуждение о методе. Глава 2.

4. Обзор философской методологии (во влож. файле)

_____________________

Тема 3.1 Гносеология (теория познания).

Цель: освоить ключевые темы гносеологии как философской дисциплины, понимание различий между философским и научным познанием, изучение форм и принципов познания в философии и науке, усвоение ключевых понятий гносеологии.

Литература к теме:

Учебные пособия:

1. Андрейченко Г., Грачёва В. Философия. Учебник. Глава 3.§ 1. Глава 6. §§1-4.

2. Алексеев, Панин. Философия. Учебник. Раздел 3. Глава XIII .

3. Стёпин, Горохов, Розов. Философия науки и техники. Раздел 3. Глава 8.

Источники:

1. М . Хайдеггер. Время картины мира.

2. М . Полани. Личностное знание.

_________________________

Тема 3.2 Философия науки

Цель: предмет «философии науки», изучение направлений современной «философии науки» и основных подходов к анализу научного знания, усвоение основных понятий темы.

Литература к теме:

Учебные пособия:

1. Стёпин, Горохов, Розов. Философия науки и техники. Введение. Раздел 2.Глава3. Глава 10.

2. Кохановский В. П., Яковлев В. П. История философии. Глава 7. § 3. Позитивизм и постпозитивизм.

3. Штанько В.И. Философия науки ХХ века. Лекция.

4. Алексеев, Панин. Философия. Учебник. Глава 12. §§ 1-2

Источники:

1. Т. Кун. Структура научных революций.

2. Карнап Р., Ханс Х., Нейрат О. Научное миропонимание – Венский кружок.

3. И. Лакатос. Метод исследовательских программ

4. П. Фейерабенд. Против метода.

_________________________

Тема 4. Онтология (учение о бытии).

Уважаемые студенты!

Хочу обратить ваше внимание на то, что, приступая к изучению данной темы, Вам необходимо осознать особую взаимосвязь онтологической проблематики с православным богословием. Начиная с первых античных философов и завершая новейшей онтологией немецкого философа Мартина Хайдеггера, мы наблюдаем соприкосновение и органическую взаимосвязь опыта философствования и богословского мышления. В связи с этим характер рассмотрения данной темы будет иметь вполне определённый ракурс и, в большей степени, остановимся на античной онтологии…(см. лекцию)

Литература:

Учебные пособия и исследования:

1. Андрейченко, Грачёва. Философия. Учебник. Глава 3. §§ 2-4.

2. Асмус. Предисловие к «Метафизике» Аристотеля (фрагмент)

3. П.Гайденко. Проблема единого и многого у Платона.

4. П. Гайденко. Научная рациональность и философский разум. Онтология Аристотеля (фрагмент).

5.Л.П. Доброхотов. Категория бытия в классической западноевропейской философии.

6. Мотрошилова. История философии (фрагмент). Гераклит.

7. Богданов В.В. Понятие субстанции в классической европейской философии

8. Основы онтологии. Учебник. Античная онтология (от Фалеса до Аристотеля).

9. Борисов В.Н. О смысле категории «усия» в философии Аристотеля

Источники:

1. Фрагменты древнегреческих философов. Гераклит. Парменид.

2. Мартин Хайдеггер. Изречение Анаксимандра.

3. Мартин Хайдеггер. Бытие и время (фрагменты).

5. Карл Ясперс. Как сегодня понимается человеческое бытие.

________________________

Тема 5. Философия истории и культуры

Уважаемые студенты!

Хочу искренне попросить у Вас прощения за перенагруженность данной темы. Увидев ниже целых 10 контрольных вопросов, кому-то может показаться, что это слишком много, а ещё форум-семинар к тому же с чтением источников. Честно сказать, не знаю как выйти из этого положения, потому как тема действительно объёмная и вопросы, вынесенные на повестку дня стоят того, чтобы быть рассмотренными. Иначе представление наше о «философии культуры» и основных её тенденциях будет лишено адекватности и полноты.

К тому же, у нас всего одно учебное пособие на этот раз и основная часть вопросов рассмотрено именно в нём. Чтение же текстов для участия в форуме, на мой взгляд, является даже увлекательным и животрепещущим, что может стать своего рода компенсацией за труд по освоению материала для ответов на контрольные вопросы.

Учебное пособие:

1. Философия культуры. Учебник (фрагменты)

Источники:

1. Поль Рикёр. История и истина. (фрагмент)

2. Георг Зиммель. Большие города и духовная жизнь

3. Жан Бодрийар. Город и ненависть

4. Жан-Франсуа Лиотар. Заметки о смыслах «пост»

_________________________

Тема 7. Философия и аскетические практики «заботы о себе»

Тема связи аскетических практик «заботы о себе» (или «практик себя») с философией – была в центре внимания моего диссертационного исследования, но включение этой темы в контекст курса «Систематическая философия» обосновано не только субъективной пристрастностью к ней, но также и вытекающим из этого личного интереса более глубоким знакомством с литературой и содержанием проблемы. А из этого проистекает возможность более тонко и глубоко погрузиться вместе с вами в стихию историко-философского анализа конкретных источников при опоре на конкретный опыт, отражённый в моей диссертации «Историко-философский анализ феномена «заботы о себе» (подробнее см. лекцию к теме).

В итоге, основной аргумент в пользу изучения столь специфической темы – это сам факт того, что преподаватель в этой теме находится и может более чутко и тонко проследить знакомство и погружение в неё студентов. По личному опыту знаю, что только такой опыт и есть в подлинном смысле философствование. Любое стороннее наблюдение или поверхностное касание чего-либо именуемого философией не является условием для философии как некоего деяния-поступка сознания. Идея русского мыслителя М.М. Бахтина об «участном сознании» как условии подлинного понимания здесь как никогда актуальна…

 Литература:

1. Фуко М.П. Герменевтика субъекта.

2. Фуко М.П. Забота о себе //История сексуальности. Т. III . //Раздел. Культура себя.

3. Адо П. Философия и философский дискурс //Что такое античная философия? (фрагмент)

4. Соловьёв А.Е. Историко-философский анализ феномена «заботы о себе».

Источники:

1. Платон. Алкивиад 1 (фрагмент).

2. Луций Аней Сенека. Нравственные письма к Луцилию (фрагмент).

3. Эпиктет. Афоризмы.

4. Антология кинизма. Диоген.

_________________________

Тема 8. Современная философия (1 часть): обзор направлений и школ

В рамках изучения этой темы нам необходимо ознакомиться с основными тенденциями в философии ХХ века, именуемой «современной (или новейшей) философией». Знакомство обречено быть фрагментарным и неглубоким по понятным для всех причинам – нехватка времени и большие объемы, а также содержательная «разношёрстность» и неоднородность современных способов философствования.

И, тем не менее, попытку мы эту осуществим, попытаемся сориентироваться в многообразном поле философского дискурса и выявить те характерные черты, которые ему присущи. Насколько нам это удастся – другой вопрос, но старание приложим…

Цель: знакомство с основными философскими течениями и направлениями философии ХХ века, понимание взаимосвязи между ними и специфических черт тех или иных философских тенденций в современной философии, усвоение понятийного аппарата и основ методологии.

Литература:

Учебные пособия:

1. Ильин И. Постмодернизм: от истоков до наших дней.

2. Ильин И. Поструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм.

3. Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи».

4. Сокулер З. Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени.

5. Кохановский В.В., Яковлев В.П. История философии.

Источники:

1. П. Рикёр. Конфликт интерпретаций (фрагмент: Герменевтика и психоанализ)

2. Л . Витгенштейн. Логико-философский трактат (фрагменты)

3. Л . Витгенштейн. Философские исследования (фрагменты)

4. Г .Г. Гадамер. Философия и герменевтика.

______________________________

Тема 9. Современная философия (2 часть):

ключевые темы философствования

  Цель: более детально, чем в предыдущей теме остановится на ключевых вопросах и проблемах современной философии, всмотреться в конкретные концепции и самостоятельное критическое осмысление актуальных вопросов современной философии.

Литература:

Учебные пособия:

1. Кохановский В.В., Яковлев В.П. История философии .

2. Ильин. Постмодернизм: от истоков до наших дней.

3. Ильин. Поструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм

Источники:

1. Ж.Бодрийар. Конец социального или в тени молчаливого большинства.

2. Х.Ортега-и-Гассет. Восстание масс (фрагмент).

3. Г . Маркузе. Одномерный человек (фрагмент)

4. З. Бауман. История идентичности: от пилигрима к туристу (+Интервью)

5. У. Эко. Заметки на полях «Имени Розы»

6. Р. Барт Структурализм как деятельность

7. М. Фуко История безумия: в классическую эпоху (фрагмент).

8. Л. Витгенштейн. Философские исследования (фрагмент).

________________________

Тема 10.

Философия и теология: опыт соприкосновения в гуманитарном знании ХХ века.

Цель: знакомство с основными персоналиями «философствующих теологов» и понимание контекста соприкосновения философии и теологии в современном гуманитарном знании, прояснение основных тенденций взаимовлияния (негативного и положительного его аспектов), рассмотрение перспектив со-трудничества философии и богословия.

Литература:

1. Коначева С. Метафизика как онто-теология у позднего Хайдеггера.

2. Сидоров А.И. Христианство как философия или любомудрие по Христу.

3. Хайдеггер М. Феноменология и теология.

4. Митп. Иоанн Пергамский (Зизиулас). Личность и бытие.

5. Сигов К. Разрыв между этикой и онтологией.

6. Х. Яннарас. Хайдеггер и Ареопагит.

7. Х. Яннарас. Вариации на тему «Песни песней» (эссе о любви).

8. Соловьёв А.Е. «Детеологизация» онтологии в «Бытии и времени» М.Хайдеггера и современное православное богословие.

9. Соловьёв А.Е. Историко-философский анализ феномена «заботы о себе» (3 глава).

10. Бибихин В.В. Хайдеггер: от «Бытия и времени» к Beitrage.

11. Хоружий С.С. Философия и теология: старые и новые парадигмы взаимоотношений

 

вернуться к списку материалов

 

Hosted by uCoz