Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационная работа :

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

записная вэб-книжка

А.Е. Соловьёва

(никнэйм: A.C.Philosopher)

 

Курс лекций "Сравнительное богословие"

курс лекций составлен во время преподавания на курсах при храме Всех святых, в земле Российской просиявших в период преподавания (2005/2006 гг)

____________________

Лекция 7

Истоки и идейная суть движения Реформации

  План:

Введение: что такое протестантизм?

1. «Реформация до реформации»: общая характеристика.

2. Протестантизм как реакция на римо-католичество.

 

______________________

Введение

В этом семестре в рамках нашего курса мы обратимся к рассмотрению протестантские исповеданий и, естественное, это обращение будет происходить в контексте сравнительного анализа догматических различий этих исповеданий с вероучением и духовностью православия. Возможно, успеем рассмотреть современное положение дел в западном христианстве в связи с различными экуменическими проектами и сектантством. Но об этом позже. Для начала нам нужно разобраться в самых основных вещах и понятиях.

Начнём с главного: что такое протестантизм? Самое общее определение может быть приблизительно таким: это совокупность христианских деноминаций, отколовшихся от римо-католичества в начале 16 века в связи с существенными догматическими расхождениями т оформившихся в так называемое движение Реформации. Таким образом, протестантизм – это всё то, что возникло как бескомпромиссный «протест» против римо-католичества в эпоху Реформации, которая хронологически совпадает с периодом истории, носящим название Новое время.

Как и в случае с рассмотрением римо-католичества, мы преследуем не только образовательные или духовно-просветительские цели, но и цели специфически духовные. Наша всеобщая догматическая неустойчивость (неясность, неопределённость) и нетвёрдость личной веры каждого из нас постоянно ставит перед нами вопрос не только о степени осознанности того, во что мы верим, но и о качестве этого осознания. Последнее особенно важно, потому как большая часть из нас вошли в церковную жизнь (особенно на уровне понимания и осознанного переживания веры) путями непрямыми, а скорее окольными. Для нас православие, по меткому выражению д. А.Кураева, «незнакома религия» даже уже и тогда, когда мы какое время регулярно посещаем храм Божий, участвуем в церковных таинствах и, казалось бы, стремимся твёрдо стоять на православных позициях в личном благочестии. Но, как показал опыт изучения римо-католичества, всем нам стало отчасти не по себе от того насколько шатки и размыты наши православные позиции (в том смысле, что номинальная православность нашего сознания лишь отчасти обнаруживает себя в качестве реальности нашего опыта, тогда как различные формы искажений от суеверий до серьёзных догматических то и дело проявляют себя). В этой связи у курса «Сравнительное богословие» появляется некое побочное измерение, что-то вроде «психодиагностики», то есть обнаружения и фиксации определённых симптомов, свидетельствующих о том, что наше сознание (насколько оно действительно является сознанием), несмотря на номинальное утверждение: «Конечно, я православный!», в действительности ещё находится только на пути к православию, на пути к живому деятельному христианству. Наша жизнь, благочестие, вера – всё ещё нуждаются в глубоком самоосмыслении и самопознании каждого из нас для выяснения и постепенного устранения из существования каждого члена Церкви форм «псевдоправославной» духовности, которые, как показал опыт интеллектуальной встречи с юридической сотериологией римо-католичества, живы в нас.

Приступая к изучению протестантизма, мы по-прежнему должны ставить перед собой задачу не только осознанного усвоения сути его догматических расхождений с православием, но и понимать, какие ложные духовные установки скрываются за догматическими уклонениями. Приведу лишь один пример, который достаточно прозрачно выявляет перед нами наличие типически протестантских установок и в церковной ограде. Перед каждым из нас возникает соблазн от того, что сам факт нашей номинальной православности уже есть некое «предопределение ко спасению». Эта шальная мысль о том, что раз я являюсь прихожанином (посещаю храм, читаю домашние молитвы, подаю милостыню и др.) вселяет некое чувство того, что спасение уже состоялось и можно, в принципе, особо не напрягаться в дальнейшем. Это чувство уже-спасённости внешне проявляемое в упадке эсхатологического восприятия жизни и поставлении на место евангельских заповедей ценностей конформизма (см. лекцию по Катихизису об эсхатологическом догмате, № 10) – характерная черта протестантизм от классических лютеровских сентенций до каких-нибудь современных сектантом, уверяющих вас на улице в том, что «Христос вас уже спас и вам нужно только «от души» принять его как своего Спасителя. Другой типической протестантской чертой, усиленно насаждаемой в маргинальных кругах православной Церкви, связанных с такими движениями как «противники ИНН», «сторонники всенародного покаяния об убиении царя-страстотерпца Николая II » и др. недоверие церковной иерархии и непонимание значения послушания ей для нормального существования Церкви. и, наконец, самой существенной чертой единящей часть православной паствы и протестантизм является догматизация «своего понимания» и «своего толкования» церковных догматов, Св. Писания и др. в связи с чем Христос Церкви, преломляясь в невежестве и самочинии сугубо индивидуального опыта, в Personal Jesus …

2. «Реформация до реформации»: общая характеристика.

Во время изучения догматических искажений римо-католичества как-то сам собой напрашивался вопрос: если так много было различных искажений, затемняющих истинное христианство в римо-католической Церкви, то неужели не нашёлся хоть один человек, который открыто заявил бы об этом? Этот вопрос находит положительный ответ. Такие люди были и всех тех, кто выступил с критикой «римо-католической идеологии» в церковно-исторической науке принято относить к движению «реформации до реформации».

Но, чтобы раскрыть содержание этого понятия, необходимо кратко обрисовать историческую картину реалий римокатоличество в конце эпохи средневековья и начале эпохи Возрождения. Обратимся к тексту преподавателя «Сравнительного богословия» Московской Духовной Академии, прот. Максима Козлова:

«В конце средних веков и в начале эпохи Возрождения Католическая Церковь была подвержена многим тяжким болезням. Таким, как симония (продажа священных степеней за деньги), крайняя безнравственность многих римских первосвященников, злоупотребления с индульгенциями.

 Самым большим злоупотреблением, вызывавшим массовое недовольство, была инквизиция. Изначальное назначение ее — сдерживание разного рода еретических движений и ограждение чад Католической Церкви от всевозможных крайних ересей, расколов и схизм. Но это учреждение очень скоро выродилось, потому что суда как такового при нем не было, а процедура следствия была сопряжена с пытками. Достаточным аргументом для обвинения считалось признание обвиняемого в своей вине. Инквизиция преследовала кого угодно по самым разным поводам. Доходило до того, что в Европе в некоторых деревнях или целых регионах до трети женского населения обвинялось в колдовстве.

 Были попытки реформировать Католическую Церковь изнутри, но они потерпели неудачу. Сами реформаторы по большей части кончили жизнь свою на костре. Всем известен чешский реформатор Ян Гус, с которым обошлись совершенно не по-христиански. На одном из католических соборов ему с клятвой обещали личную неприкосновенность, если он прибудет. А потом отменили это обещание, софистически объяснив, что клятва, данная еретику, недействительна, - и сожгли Гуса на костре.

 Еще один известный реформатор - Иероним Савонарола, монах, живший во Флоренции, тоже был сожжен. В Англии Джон Виклеф пытался преобразовать Церковь».

В итоге, мы видим, что реальность римо-католичества действительно находилось на достаточно серьёзной дистанции от евангельских идеалов, чтобы этого не заметила хотя бы какая-то часть западно-европейского общества. И вот имена Яна Гуса, Джона Виклефа и Иеронима Саванароллы, которые вошли в историю римо-католической Церкви как «еретики» и «раскольники» на самом деле предстают как определённый симптом серьёзных заболеваний западного христианства. «Реформаторы до Реформации», к которым и относятся вышеперечисленные имена, своим противоречием официальной Церкви свидетельствовали о нужде в определённых церковных реформах. И здесь нам необходимо суметь увидеть глубокое различие между понятиями «реформа» и «Реформация». Реформа – это стремление, увидев недостатки и искажения, исправить их. Реформация – это следствие нежелание открыть глаза и увидеть недостатки.

Свящ. В. Васечко выделяет два основных направления в «реформации до Реформации», которые сыграли главную роль в подготовке Реформации :

«С одной стороны, пороки и заблуждения Римской Церкви вызывали вполне законную критику тех, кого обычно называют "реформаторами до Реформации". Их отличительная черта состоит в том, что неприятие пороков и заблуждений Рима побуждало "реформаторов до Реформации" развивать взгляды, которые явно выходили за рамки католического вероучения и стали потом органической частью вероучения протестантского. Обычно, это приводило их к конфликту с официальной Церковью, как, например, Д. Виклифа.

С другой стороны, очевидность этих пороков и заблуждений все более обостряла ощущение необходимости обновления церковной жизни. В самой Римо-католической церкви предпринимались настойчивые попытки осуществить его изнутри, не посягая при этом на основы веры и жизни церковной. Иногда эти попытки также приводили пророков обновления к конфликту с Церковью, как, скажем, в случае с Иеронимом Савонаролой, но их участие в подготовке Реформации было историческим, а не догматическим. Своей критикой существующих порядков эта "практическая оппозиция" объективно способствовала ослаблению Католической Церкви, но ее программа церковных преобразований не была протестантской по своему содержанию, а иногда приобретала вполне православные черты.

Искажения в догматической, нравственной и церковной сферах жизни римо-католической Церкви накапливались и пробуждали в ряде людей стремление к изменению и преобразованию церковной жизни западного христианства. Самые яркие представители этого движения – Джон Виклиф, Ян Гус и Иеороним Саванаролла.

«В середине XIV в. получило широкое распространение учение первого английского реформатора Джона Виклифа (ок. 1320-1384), выступившего выразителем национальных интересов Англии. Вместе с Николаем Герфордом и Джоном Перви он выполнил перевод Библии с латинского на английский язык. Он выступил против уплаты английским королем подати в пользу папской казны, против права папы назначать своих кандидатов на церковные должности в Англии. Идеи Виклифа развиты и в форме стройной теории в книгах "О Божественной власти" и "О светской власти".

Виклиф отрицает притязания папства уже потому, что не считает Петра князем апостолов. Папа, по его мнению, - это человек греха (2Фес.2:3), преклонение перед ним - отвратительное идолопоклонство. Монашество - это оскорбление христианства, оно как бы хочет показать, что учение Христа недостаточно и несовершенно. Священное Писание Виклиф считал единственным источником религиозного знания. Движение виклифизма вызвало гонение со стороны папы Григория XI и было подавлено. Сам Виклиф избежал папского следствия и суда, но впоследствии труп его был подвергнут сожжению папской инквизицией в знак осуждения за ересь. Учение Виклифа оказало заметное влияние на выдающихся представителей европейского реформационного движения. В 1415 г . оно было осуждено римо-католиками на Констанцском Соборе.

Последователем философских и богословских идей Виклифа выступил знаменитый чешский реформатор Ян (Иоанн) Гус (1369-1415), священник, ректор знаменитого Пражского университета. За публичную поддержку идей Виклифа с университетской кафедры он был отлучен от Церкви и приглашен для допроса на Собор в Констанцу. Выступал в защиту своих убеждений. Гус не уступил требованиям безусловного и беспрекословного отречения, слепого повиновения авторитету и до конца последовал голосу своей совести. Он был осужден за это Собором в ереси и выдан светским властям для казни - публичного сожжения. Как сказал Эразм, Гус был сожжен, но не побежден (exustus non convictus).

Религиозное народное движение приверженцев Гуса имело существенное влияние на ход событий в центральной Европе начала XIV в. и расшатывание авторитета католицизма. Все карательные меры Рима против гуситов наталкивались на активное вооруженное сопротивление. Провозглашенный Гусом принцип держаться в вопросах догматов, церковных обрядов и правил жизни Священного Писания или, как выражались чехи, "Божьего закона", проводился гуситами в жизнь, несмотря на сложившиеся в гуситском движении разнородные внутренние течения. Тем не менее именно одному из последователей Гуса - табориту Прокопию Великому принадлежит заслуга первого публичного провозглашения на Базельском Соборе принципа религиозной свободы и терпимости.

Смелым обличителем недостатков Римско-католической Церкви явился в конце XV в. во Флоренции монах-доминиканец Иероним Савонарола, отлученный папой от Церкви и казненный как еретик в 1398 г .

Папская инквизиция продолжала свою активную деятельность, то и дело вспыхивали костры аутодафе. Послушная папским указаниям Римско-католическая Церковь вела в это время жестокую борьбу с "ведьмами" (булла Иннокентия VIII Summis desiderantis, 1484 г .).

Папа Лев X буллой 1515г. организовал в епархиях архиепископа Магдебургского и Майнцского пятилетнюю продажу "полных индульгенций", поступления от которых шли частью на строительство римского храма св. Петра, частью в пользу названного архиепископа, некоторую выгоду от этого дела имел и германский император.

Сказавшийся во всем этом явный отход Римско-католической Церкви от евангельского духа был главной религиозной причиной реформационных движений.

Следует упомянуть о происходившем в Риме при папах Юлии II и Льве X V Латеранском Соборе (1512-1517), считающемся у римо-католиков Вселенским. На этом Соборе вопрос реформы Римско-католической Церкви был выдвинут в качестве первоочередной задачи, но задачи этой Собору не удалось осуществить. Современный католический профессор богословия Ганс Кюнг пишет по этому поводу: «Неудача этого Вселенского Собора, заседавшего продолжительное время, была катастрофой для Церкви; через шесть месяцев после его закрытия вспыхнула лютеранская реформация»

Движение Реформации радикально изменило облик Европы. Это был переворот в сознании и отпадение от римо-католической Церкви 90 млн. христиан за первые 100 лет после начала движения Реформации.

2. Протестантизм как реакция на римо-католичество.

Протестантизм – это понятие, которое само себя комментирует. Некто протестует против чего-то. Свящ. М. Козлов пишет о возникновении этого понятия следующее:

«Название «протестантизм» — случайное и не более обоснованное, чем, скажем, «большевизм». В 1529 году, в самом начале протестантского движения, был съезд германских князей, на котором решался вопрос об избрании веры. Большинство тогда проголосовало за то, чтобы остаться в Католической Церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения. Так и возникло это историческое наименование»

Сами протестанты не любят этого наименования. Более близким для них предстаёт наименование «евангельские церкви». Почему? Потому как исходной посылкой всего движения Реформации была жажда возвращения к первоначальному христианству, не замутнённому искажениями римо-католичества.

Протестантизм – это реакция на римо-католичество. Главный идеолог Реформации – Мартин Лютер изначально был монахом-августинцем, но разочаровался в римо-католическом понимании христианства и в 1517 году он публично выступил против злоупотреблений римо-католической Церкви (главным поводом были индульгенции). Дело было так:

«В Германию прибыл со специальной миссией доминиканский монах по имени Тецель. Он получил от папы право на распространение полных индульгенций и за живых, и за умерших. Папы тогда нуждались в средствах на строительство храма святого Петра в Риме, и индульгенции продавались широко и свободно. Тецель ходил по улицам Виттенберга с большим ящиком и напевал песенку, которая в русском переводе звучит примерно так: «Как только монетка падает в ящик, так тут же душа выпрыгивает из огня».

   Лютера это возмутило, он не смог вынести такого отношения к вере, к тайне спасения. И однажды утром он повесил на двери храма, в котором служил, хартию, на которой было написано 95 тезисов против индульгенций ».

Этот текст стал первым манифестом протестантизма, за которым последовали другие и от которого движение Реформации оттолкнувшись стало разрастаться и приобретать различные формы. И этому процессу, как теперь становится очевидным, уже врят ли будет положен конец...

Вопросы:

1 Какие искажения в духовном опыте православных людей можно условно назвать «протестантскими»?

2  Что такое «Реформация до реформации» и кто её представители? (кратко перечислите основные их основные идеи).

3 Какие два направления в «реформации до Реформации» выделяются в исследованиях этого феномена? В чём специфика каждого из них?

4 Обоснуйте почему протестантизм – это реакция на римо-католичество?

5 С чего непосредственно началось движение Реформации и кто был её первый представитель?

 

вернуться к списку

 
Hosted by uCoz