Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационная работа :

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

P.S.//

вэб-проект с Ма-цзы

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

Отзыв известного исследователя исихазма Сергея Сергеевича Хоружего, который он написал мне по электронной почте. Это, если честно, не отзыв на диссертацию, а некое упоминание о впечатлении от неё (точнее от автореферата её) и ответы на вопросы, которые я ему задавал ...

Досточтимый Алексей Евгеньевич,

благодарю Вас за письмо; наряду с ним я получил и автореферат Вашей диссертации, так что имею известное представление о Вашей работе - в целом, вполне положительное. О "постмодернистской рецепции аскетизма" я говорю в своей книге не мимоходом, но - как Вы же правильней отметили в реферате - даю ей общую оценку (из коей Вы и заимствовали, без сомнения, саму формулу "постмод.рецепция аскетизма", выдвинутую мною и отнюдь не общераспространенную) - а также веду с нею конструктивный диалог в ряде тем (правда, скупой диалог, ибо для изучения исихазма эта рецепция довольно мало полезна). Замечу заодно, что выбор формулы "забота о себе" в качестве базового термина для рассматриваемого круга явлений достаточно сомнителен - скажем, уже формула "практики себя" мне кажется выбором более адекватным - и когда Вы с сомнительной колокольни начинаете оценивать весь научный пейзаж - результаты еще сомнительней. Довольно путаны Ваши представления и о моей программе - с какой стати упрекать книгу, с первых строк себя ясно посвятившую исихазму, в отсутствии в ней общей антропологии или тем паче мета-антропологии или же анализа иных исторических явлений? Специально исторических задач я не ставлю вообще, общую же (мета)антропологию развиваю совсем в других работах (прежде всего, в "Очерках синергийной антропологии").

К библиографич. вопросу: неясно, зачем Вы мне его задавали, если уже в начале реферата Вами названы и обсуждаются 8 (!) авторов точно по той тематике, по к-рой Вы у меня спрашиваете общих ссылок. Но раз задали - скажу кратко, что главные сводные источники - том "ASCETICISM", Вам известный, и спецвыпуск ж-ла "SEMEIA" (1992, т.58); можно указать и 2 монографии, Питера Брауна и Дж.Харфэма - ссылки на обе есть в моей книге. Все это - не самые поздние труды, но в посл. время я за этой лит-рой уже не следил. Ряд ссылок можно найти и в выпущенной под моим началом "БИБЛИОГРАФИИ ИСИХАЗМА" (2004).

Наконец - о связи аскезы, протестантизма и психотерапии. Вопрос не для эл.письма, весьма многоаспектный и непростой. Скажу лишь, что мелькнувшая у Вас формула о "светской психотерапии как подмене христ.аскезы" является заведомо неоправданной и узко-фундаменталистской (отчего от Вас ее странно слышать) - без сомнения, "светская" - а точней попросту научная психотерапия имеет все права на существование и обширное рабочее поле. Связь с аскезой и генетическая и сущностная, бесспорно, есть, но слово "подмена" природы сей связи не передает.

 Не взыщите за ворчливый тон письма - повторю, что в целом работа Ваша на меня произвела отрадное впечатление. Желаю и дальнейших творческих успехов!

- Ваш искренне С.Хоружий.

Сайт Института синергийной антропологии (под рук. С.С. Хоружего)

к оглавлению диссертации

 

 

Hosted by uCoz