Меню:

о себе

курсы лекций:

- Катехизис

- Сравнительное богословие

материалы для курса

"Систематическая философия"

на ФДО ПСТГУ

квалификационные работы:

- диплом по философии

-курсовая ПСТГУ

- кандидат. диссертация

научные статьи

статьи в журнале "Absent":

- колонка

- беседы

 

 

ящик для писем:

alex_solovyev@inbox.ru

 

              записная веб-книжка 
              А.Е.Соловьёва 
              (никнэйм: A.C.Philosopher)

 

ХОР СВЯТО-КАЗАНСКОГО ПРИХОДА

 

 

…Постмодернистская культура эклектична, она полна разнообразных субкультур и движений, которые проросли после ухода в небытие великих традиций, а потому являются единственно возможной перспективой для живущих в XXI веке. Так говорят современные интеллектуалы, исследующие жизнь современного общества и стремящиеся постичь движущие массами социальные и психологические механизмы. И одним из характерных в череде приговоров нынешнему миру является признание его «постхристианским» и, следовательно, вообще лишённым религиозного измерения. Во многом это действительно так. Мир потребителя – это опыт существования в материальной плоскости, где вся реальность может быть упакована в гиганский бумажный пакет с жёлтой буквой «М». Такой подход к существованию ставит жирную точку на поисках того, что есть нечто «за кадром» ежедневно созерцаемого плоского мира мегаполисной суеты. И всё же. Каким-то образом просачиваются вести о присутствии другого отношения к жизни, иного понимания событий и восприятия человеком самого себя.

В фильме «Пёс-призрак: путь самурая» мы наблюдаем за человеком, живущим в согласии с самурайским кодексом чести. Цитируемый на протяжении всего фильма самурайский опус «Хагакурэ», постоянно напоминает нам об особом опыте пребывания человека в мире, его тонком отношении к миру, понимаемому сквозь призму традиции. Снятый Дж. Джармушом фильм напрашивается в качестве устойчивой ассоциации к теме, которая выбрана в рамках нынешнего обращения антропологического взора Absent к тем, кто, как и герой фильма, живут в согласии с древней традицией, а также поют. Поют в церковном хоре. Традиция и пение – вот точки нашего микроисследования, опираясь на которые мы попытаемся прояснить, что движет этими людьми, как они оказались в этом кругу и почему именно церковное пение собирает их вместе.

Саша, студент музыкального училища

 Однажды я пришёл в храм, чтобы записаться в воскресную школу. Ну, хотелось мне просветиться. И когда я пришёл, там проходили музыкальные занятия с детьми, которые, как выяснилось позже, проводила одна из певчих церковного хора. И она посоветовала мне попробовать петь во взрослом хоре. Мне понравилось. Хотя я совсем не собирался петь в хоре. Но после первых же служб это дело меня так увлекло, что я уходил с мыслью о том, чтобы скорее вернуться вновь. Сейчас, после девяти месяцев пения это состояние немного ушло, но в целом, по-прежнему есть устойчивая тяга к пению в хоре. Мне кажется, любое пение, когда ты этим непосредственно занимаешься, увлекает тебя смыслом, а не только музыкальной своей стороной. Когда ты слушаешь музыку, то это не настолько глубокое восприятие музыки, нежели то, когда ты сам поёшь, участвуешь в пении. Здесь музыка переживается в совершенно ином измерении. Я ещё играю в рок-группе на электрогитаре. Многие узнав, что я пою в церковном хоре были сильно удивлены. Так как знали меня как человека, слушающего исключительно тяжёлый рок. Я не вижу противоречий и не чувствую внутреннего конфликта между этими занятиями. Это своего рода баланс, уравновешивающий мою внутреннюю жизнь. Такая контрастность на данный момент жизни мне внутренне необходима и существенно помогает многое преодолевать

Григорианский хорал – одна из древнейших форм христианского унисонного (одноголосого) пения. В VI веке мелодии западно-христианской церковной службы собрал в единый свод песнопений папа Григорий I, и собранные им образцы стали обязательными для исполнения по всей Европе. Их назвали по имени папы «григорианскими хоралами», и передавались они изустно, переходили от учителя к ученику. Эта музыка была голосом верующей души и не нуждалась во внешних эффектах, однако трудно найти более органичный, естественный и притягательный в этой органичности музыкальный стиль нежели стиль григорианского хорала. Григорианские хоралы звучат и сегодня: во время своего возникновения они были повседневностью, «духовным хлебом», теперь они стали знаком чистоты и умиротворения, символом вечности, которая напоминает о себе лишь тем, кто сам ищет встречи с нею.

Саша, студентка Ростовской консерватории

В музыкальной школе моя учительница по фортепиано была регентом (руководителем церковного хора – прим. ред.). И потому уже тогда я начала петь в храме. Во время учёбы в училище был долгий перерыв, а когда поступила в консерваторию, то вновь вернулось желание петь и появилась возможность осуществить его. Казалось бы, столько навалилось проблем, связанных с учёбой. Нужно много заниматься. Но я задумалась над тем, что совершенно не хватает времени на храм. А это была существенная часть моей жизни. Ну и обстоятельства так сложились, что стала петь в церковном хоре вновь.

Помимо классической и духовной музыки люблю качественный рок и, в принципе, любую качественную музыку в целом. Ну, вот последний альбом Сплин поразил меня очень.

Музыка для меня интеллектуальный процесс. Мне интересно не просто прослушивать, но вслушиваться в музыку, Говоря о современных попытках синтеза церковной и какой-то иной музыки, как-то было в таких проектах как Enigma и Gregorian , то, здесь есть две стороны. Просто перепевать Баха или грегорианские хоралы в современной обработке, значит лишать эту музыку её подлинного смысла, уничтожать в ней что-то самое существенное и главное. Но, если речь идёт о качественном хоровом пении и попытках воспроизвести современную музыку (будь-то и рок композиции) в стилизованной под грегорианский хорал форме, то в этом, на мой взгляд, есть нечто интересное и нужное. Ведь грегорианские хоралы это не что-то стабильное. Он развивался. В итоге даже терял свою религиозную суть и превращался фактически в светскую музыку… Но если говорить о субъективном переживании какого-то конкретного человека, который погружается в музыку наподобие Enigma , то здесь наверное происходит некое раздвоение души. Человек тянется к чему-то, что связано со средневековой хоровой музыкой, но всё же боится этой музыки в чистом виде, боится этой традиционности и «устаревшести». А потому в итоге прибегает к помощи подобных проектов, которые синтезируют в своём творчестве элементы традиционной, религиозной или этнической музыки и современное электронное звучание, ритм. ..

Григорианские хоралы в качестве вставок были использованы группой Enigma в дебютном альбоме “ MCMXC a . D .” Их исполнителем был Мюнхенский хор Kapelle Antiqua , у которого были впоследствии куплены права на использование песнопений в композициях Enigma .

Вторым широкоизвестным проектом, использовавшим григорианское пение стала группа Gregorians . Первоначально было отобрано 12 уже классических композиций второй половины ХХ века. В их число входили хиты таких групп, как: Duran Duran , R . E . M , U 2 и даже Metallica . Все композиции были стилизованы под хоровое пение. Запись музыки и микширование проходило в гамбургской студии Nemo . Для придания музыке Gregorian большей эпичности и атмосферности запись хора проходила в старой церкви, давно используемой в качестве студии.

В третьей четверти XX столетия на смену диссонансу, беспорядочному шуму и бессодержательной тишине авангарда начала приходить заново обретенная гармония и духовно наполненная тишина музыкального минимализма. Эта тенденция по времени и по содержанию совпала с тем религиозным ренессансом в музыкальном искусстве, которого меньше всего ожидали, но который отвечал чаяниям и композиторов, и публики. После всех возможных и невозможных новаций эпохи авангарда, характеризовавшейся обилием внешних эффектов при вопиющей внутренней пустоте, людям хотелось услышать простую и глубокую музыку — простую по языку и стилю, глубокую по содержанию. Музыку, которая не столько удивляла бы своей яркостью и оригинальностью, не столько трогала бы душу, сколько выводила бы за пределы земного бытия и приобщала к горнему миру.

В конце XX века на Западе произошел взрыв интереса к церковной музыке, в частности, к григорианскому пению. Компакт-диск «Canto gregoriano», записанный в 1993 году испанскими монахами из монастыря Санто-Доминго де Силос, стал международным бестселлером: к началу XXI века было распродано более 7 миллионов экземпляров. Продюсерам оставалось только гадать, что заставило людей покупать этот диск и каким образом монотонное одноголосное монашеское пение по популярности превзошло хиты звезд мировой эстрады.

Катя, студентка Ростовской консерватории

 Ничего просто так не бывает. Это факт. На 4-м курсе музучилища я приезжала в Ростов-на-Дону на олимпиаду по сольфеджио и познакомилась с девушкой, которая пела в церковном хоре. И когда поступила в консерваторию я вновь встретила её и она предложила мне петь на клиросе (место православного храма, где располагается хор – прим. ред.). До этого я пела только в обычном хоре музыкальной школы и занятие это любила. Мне, конечно, казалось, что это нечто невероятное. Нужен какой-то определённый личный опыт и понимание церковного богослужения, в котором пение занимает одно из центральных мест, и вокальные данные должны быть какие-то особые. С первой службы пение стало абсолютно моим. Ничего в этом смысле не изменилось с тех пор.

Мне кажется, что поющий в хоре человек чувствует другого. Не просто сольное пение, а пение в хоре настраивает твоё сознание на вслушивание друг в друга. Общение какой-то особый вес начинает иметь. Ну и тут ещё такой момент вроде и незначительный, но всё же. Воскресное утро. Это время, когда каждый студент или рабочий навёрстывает утраченные за неделю душевные и телесные силы, занимая горизонтальное положение на своём ложе дольше обычного. А тут – служба. Надо встать рано и идти в храм. Это было очень сложно. Но пение играет такую роль. Обычная суета мира во время пения прекращается и порой совсем исчезает. Время, которое наполнено пением – иное. Она как бы отрывает душу от житейских забот, попечений. Ощущение самого времени как такового исчезает. Мне кажется, что это какая-то другая жизнь внутри обычной жизни. По-другому не скажешь….

Пение – особый опыт постижения жизни. Во всех древних традициях, очаги которых сохраняют и поддерживают себя по-прежнему важно пение. Русское протяжное пение, пение-сказание сибирских коренных народов, ритуальное пение в самых разных культурах – свидетельство того, что именно через этот опыт человеку удаётся достичь гармонии с миром, восстановить и пережить утраченное единство с миром, от которого современный житель больших городов всё более и более отдаляется множество искусственных перегородок, теряя остатки первозданной связи всего живого. И вот пение, лишённое электронного аккомпанемента и вообще всякого иного вмешательства, живой человеческий голос пропевающий древние смыслы пытается подтянуть человека до того опыта, в котором может состояться его встреча с тишиной жизни, с первичным молчанием бытия, заглушённого мелким и многообразным шумом современности.

_____________________________

вернуться к списку бесед

MEETINGS

 

Hosted by uCoz